Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся

 

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся
Положение о текущем контроле успеваемост
Adobe Acrobat документ 417.2 KB

 

 

 

 

Утверждаю

Директор школы

_____________ Е.А.Паськова

Приказ от  09.01.2016г. № 3/3

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Радченко

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 о формах, периодичности и порядке  текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации обучающихся

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа

2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования»;

- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС),

- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (далее – ФКГОС),

- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы пос. Радченко (МБОУ СОШ пос. Радченко, далее – Школа);

- нормативно-правовыми актами, регулирующими государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 и 11 классов.

1.2. Настоящее Положение регулирует порядок осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление форм и периодичности их проведения, индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, применение единых требований к оценке обучающихся по различным предметам, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются частью системы внутришкольного мониторинга качества образования по направлению «качество образовательного процесса». Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за отчётный период (четверть, полугодие, год),  являются документарной основой для формирования внутришкольной отчётности, составления ежегодного Публичного доклада директора Школы о результатах деятельности образовательного учреждения, отчёта о самообследовании Школы, формирования пакета документов для прохождения Школой аттестации и государственной аккредитации.

1.4.Результаты промежуточной аттестации, Публичный доклад директора Школы и отчёт о самообследовании публикуются на официальном сайте Школы в установленном порядке с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.5. Промежуточная аттестация обучающихся – это нормативно - регламентированная деятельность педагогических работников и (или) иных должностных лиц Школы, заключающаяся в установлении соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения образовательной программы соответствующего уровня общего образования  на момент окончания четверти полугодия, учебного года.

1.6. Результаты годовой промежуточной аттестации в формах, утвержденных педагогическим советом школы, наряду с годовой итоговой отметкой по каждому предмету учебного плана основной образовательной программы школы являются основанием для принятия решения о возможности, формах и условиях продолжения обучения в следующем классе.

1.7. Текущий контроль успеваемости обучающихся – это проверка и оценка (в том числе обобщенная) педагогическими работниками индивидуальных образовательных достижений обучающихся в течение четверти, полугодия, учебного года.

1.8. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.

1.9. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются участники образовательных отношений: учителя, обучающиеся, родители (законные представители), коллегиальные органы управления Школой, экспертные комиссии при проведении процедуры аттестации и аккредитации образовательного учреждения, Министерство образования Тверской области, Учредитель.

1.10. Настоящее Положение  утверждено  с учетом мнения педагогического совета Школы (протокол от 08.12.2016 г. № 3), Совета школы (протокол от 14.12.2016 г. № 2).

1.11. Настоящее Положение доводится до сведения всех участников образовательных отношений: обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников и подлежит размещению на официальном сайте Школы.

 

2. Текущий контроль успеваемости обучающихся.

 2.1. Целями текущего контроля успеваемости обучающихся Школы являются:

- определение степени освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в течение  четверти, полугодия,  учебного года по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана во всех классах;

- определение динамики достижения планируемых предметных и метапредметных результатов и предупреждение неуспеваемости (стартовая, промежуточная и итоговая диагностика);

- коррекция рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в зависимости от анализа темпа, качества, особенностей освоения изученного материала.

2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится по одному или нескольким  параграфам темы, по каждой теме, по учебным четвертям и (или) полугодиям.

2.3. Формами текущего контроля усвоения содержания учебных программ обучающимися являются:

- письменная проверка (домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, тестовые, творческие работы,  письменные отчёты о наблюдениях, письменные ответы на вопросы параграфа,  сочинения, изложения, диктанты, рефераты, стандартизированные письменные работы и др.);

- устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, выразительное чтение (в том числе наизусть), стандартизированные устные работы, защита проектов, рефератов и др.);

- комбинированная проверка (сочетание письменных и устных форм, проверка с использованием электронных систем тестирования, изготовление макетов, действующих моделей, создание презентаций и др.).

2.4. Порядок, формы, периодичность текущего контроля успеваемости обучающихся определяются учителем самостоятельно с учётом ФГОС, ФКГОС, индивидуальных особенностей обучающихся соответствующего класса, содержанием образовательной программы, используемых образовательных технологий и отражаются в рабочих программах и календарно-тематических планах. Контролирует ход текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывает методическую помощь учителю в его проведении заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.

2.5. При осуществлении контроля результатов обучения учащихся 1 классов исключается система балльного (отметочного) оценивания, допускается словесная объяснительная оценка. В конце учебного года проводятся итоговые контрольные работы по русскому языку и математике и (или) предметные, метапредметные, личностные мониторинги образовательных достижений обучающихся.

2.6. При осуществлении контроля результатов обучения учащихся 4 классов по предмету основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и учащихся 5 класса по предмету основы религиозных культур народов России (ОДНКНР), если он включён в основной учебный план Школы, исключается система балльного (отметочного) оценивания, допускается только словесная объяснительная оценка.  

   В конце года по данным курсам возможно выполнение творческих работ, которые тоже не могут иметь балльного оценивания.

    Знания обучающихся в конце года оцениваются «зачёт», «незачёт».

2.7. Успеваемость обучающихся 2-11 классов Школы подлежит текущему контролю, оценивание осуществляется по 4-х балльной  системе с использованием отметок «5», «4», «3», «2», кроме факультативных, элективных предметов, курсов, модулей, курсов по выбору участников образовательных отношений.

2.8. Текущий контроль индивидуальных достижений обучающихся по факультативным, элективным предметам, курсам, модулям, курсов по выбору участников образовательных отношений осуществляется безотметочно, при этом обучающиеся выполняют разные виды творческих работ в соответствии с рабочими программами данных курсов.

2.9. Отметки, выставленные в процессе реализации текущего контроля индивидуальных достижений обучающихся,  фиксируются учителем в классных и электронных журналах и дневниках обучающихся в соответствии с действующими нормативными документами. Отметки за текущий контроль выставляются в журнале в одну колонку в день проведения контроля, за сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляются в классный журнал по 2 отметки каждому обучающемуся в одну клетку. Полученные результаты учитываются при выставлении четвертных, полугодовых и годовых отметок.

2.10. Текущий контроль обучающихся, временно находящихся в санаторных, медицинских организациях, осуществляется в этих учебных заведениях, и полученные результаты учитываются при выставлении четвертных, полугодовых и годовых отметок.

2.11. Проведение текущего контроля не допускается сразу после длительного пропуска обучающимся занятий по уважительной  причине  с выставлением неудовлетворительной отметки. Обучающемуся должна быть предоставлена возможность подготовить пропущенный учебный материал и пройти текущий контроль в дополнительное время.

 2.12. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план.

 

3. Промежуточная аттестация обучающихся

3.1. Целью промежуточной аттестации обучающихся является определение степени освоения ими учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в рамках освоения основных образовательных программ общего образования по уровням общего образования за учебную четверть (2-9 классы), полугодие (10,11 классы), год (2-11 классы).

3.2.  Промежуточная аттестация в Школе подразделяется на:

- четвертную и (или) полугодовую аттестацию – оценку качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации;

- годовую аттестацию – оценку качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год.

 

3.3. Содержание, формы и порядок проведения четвертной и (или) полугодовой промежуточной аттестации

3.3.1. Четвертная (2-9 классы), полугодовая (10-11классы) промежуточная аттестация обучающихся Школы  проводится с целью определения качества освоения содержания учебных программ (полноты, прочности, осознанности, системности) по завершении         четверти и (или) полугодия.

     Порядок, формы проведения четвертной и (или) полугодовой промежуточной аттестации определяются учителем самостоятельно с учётом ФГОС, ФКГОС, индивидуальных особенностей обучающихся соответствующего класса, содержанием образовательной программы, используемых образовательных технологий и отражаются в рабочих программах и календарно-тематических планах.

3.3.2. Отметка обучающегося за четверть, полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, при наличии не менее 3 отметок  или 2 одинаковых отметок  за четверть.

3.3.3. Обучающийся, пропустивший по уважительной причине, подтверждённой соответствующими документами,  более 50 % учебных занятий, отводимых на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, полугодие не аттестуется. В журнале вместо итоговой отметки выставляется «н/а».

3.3.4. Для аттестации за четверть,  полугодие обучающийся самостоятельно находит время и возможности для изучения и усвоения пройденного материала и ликвидации текущей задолженности.  В случае необходимости Школа оказывает обучающемуся квалифицированную помощь. Формы и порядок ликвидации  текущей задолженности устанавливаются учителем – предметником в соответствии с программой учебного предмета.

3.3.5. Классные руководители в трёхдневный срок доводят до сведения родителей (законных представителей) итоги четвертной, полугодовой аттестации  путем выставления отметок в дневники обучающихся, в том числе и электронный дневник, или в письменной форме под подпись родителей (законных представителей) обучающихся с указанием даты ознакомления.

 

3.4. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации

3.4.1. Годовую промежуточную аттестацию в Школе проходят:

1)  в обязательном порядке обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования во всех формах обучения, а также обучающиеся, осваивающие образовательные программы Школы по индивидуальным учебным планам, в т.ч. осуществляющие ускоренное или иное обучение с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

2) по заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы:

- в форме семейного образования по программам начального, основного и среднего общего образования;

- в форме самообразования по программам  среднего общего образования.

3.4.2. Годовая промежуточная аттестация может проводиться в форме:

- комплексной контрольной работы;

- итоговой контрольной работы;

- письменных и устных экзаменов;

- тестирования;

- защиты индивидуального (группового) проекта, реферата, творческой работы;

- иных формах, определяемых образовательными программами Школы и (или) индивидуальными учебными планами.

3.4.3. Формы  проведения годовой промежуточной аттестации определяются соответствующими учебными планами и ежегодно рассматриваются на заседании педагогического совета с последующим утверждением приказом директора Школы.

3.4.4. Требования ко времени проведения годовой промежуточной аттестации:

- аттестация проводится в конце апреля, начале мая каждого учебного года;

- аттестация проводится во время учебных занятий в рамках учебного расписания;

- продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени трёх академических часов;

- в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное мероприятие проводится не ранее 2-го урока и не позднее 4-го.

3.4.5. Требования к материалам для проведения годовой  промежуточной аттестации:

- материалы для проведения годовой промежуточной аттестации готовятся учителями – предметниками и утверждаются на методическом совете школы;

- содержание контрольных материалов должно соответствовать требованиям ФГОС начального и основного общего образования, ФКГОС, учебных программ.

3.4.6. Обучающиеся, заболевшие в период проведения годовой промежуточной аттестации, обязаны пройти её  в дополнительные сроки, в противном случае они переводятся в следующий класс условно.

3.4.7. От годовой промежуточной аттестации могут быть освобождены обучающиеся, которые имели отметки «5» во всех четвертях и (или) полугодиях и были победителями (призёрами) районного и (или) регионального этапов олимпиад по предмету. Решение об освобождении обучающегося от промежуточной аттестации принимается педагогическим советом школы.

3.4.8. Годовая промежуточная аттестация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с их психофизиологическим состоянием и возможностями.

 

3.4.9. Годовые отметки для обучающихся, указанных в п. 3.4.1. (1) и 3.4.6 настоящего Положения, выставляются на основе четвертных (полугодовых) отметок и отметок полученных при проведении годовой промежуточной аттестации.

  Отметки за год выставляются как среднее арифметическое отметок за четверти (полугодия) и отметки полученной на годовой промежуточной аттестации. Округление проводится в соответствии с правилами математического округления.

3.4.10. Результаты годовой промежуточной аттестации обучающихся отражаются в классных журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась.

3.4.11. Итоговые отметки по учебным предметам (с учетом результатов годовой промежуточной аттестации) за текущий учебный год должны быть выставлены не позднее, чем за три  дня до даты окончания учебного года, определённого приказом Министерства образования Тверской области для всех ступеней общего образования.

3.4.12. Классные руководители в 3-х дневный  срок доводят до сведения родителей (законных представителей) итоги годовой аттестации путем выставления отметок в дневники обучающихся, в том числе и электронный дневник, или в письменной форме под подпись родителей (законных представителей) обучающихся с указанием даты ознакомления.

3.4.13. Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического совета основанием для перевода в следующий класс, для допуска к государственной (итоговой) аттестации при отметках  не ниже «удовлетворительно» по всем предметам.

3.4.14. Письменные работы обучающихся по результатам годовой промежуточной аттестации хранятся в Школе в течение одного года.

3.4.15. Обучающиеся и их родители (законные представители), не согласные с результатами годовой промежуточной аттестации или итоговой отметкой по учебному предмету, могут подать заявление в  комиссию по урегулированию споров в МБОУ СОШ пос. Радченко.

 

4.  Ликвидация академической задолженности обучающихся

4.1.  Академическая задолженность – это неудовлетворительные итоговые результаты за год по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы при отсутствии уважительных причин или неудовлетворительные отметки, полученные обучающимся при проведении итоговой промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам. 

4.2. Условный перевод в следующий класс – это перевод обучающихся, имеющих академическую задолженность по одному или нескольким предметам, с обязательной ликвидацией академической задолженности в установленные сроки, определяемые локальными актами Школы.

4.3. Права, обязанности участников образовательных отношений по ликвидации академической задолженности:

4.3.1. Ответственность за ликвидацию академической задолженности возлагается на родителей (законных представителей) обучающихся.

4.3.2. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) предыдущего учебного года в сроки, установленные локальным актом школы, приказом директор Школы в соответствии с законодательством.

4.3.3. Учащиеся имеют право:

– пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности, не включая время болезни обучающегося и (или) иных уважительных причин;

– получать консультации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям);

–получать информацию о сроках и датах работы комиссий по сдаче академических задолженностей;

– получать помощь педагога-психолога.

4.3.4. Школа  при организации и проведении промежуточной аттестации обучающихся обязано:

– создать условия обучающимся для ликвидации академических задолженностей;

– обеспечить контроль за своевременностью ликвидации академических задолженностей;

создать комиссию для проведения сдачи академических задолженностей (промежуточной аттестации обучающихся во второй раз).

4.3.5. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:

– создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности;

–обеспечить контроль за своевременностью ликвидации обучающимся академической задолженности;

– нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года.

4.3.6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в учреждении создается соответствующая комиссия:

– комиссия формируется по предметному принципу;

– состав предметной комиссии определяется руководителем учреждения  в количестве не менее 3-х человек;

– состав комиссии утверждается приказом руководителя учреждения.

4.3.7. Решение предметной комиссии оформляется протоколом приема академической задолженности обучающихся по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

4.3.8. Учащиеся, не ликвидировавшие в течение года с момента образования академической задолженности по общеобразовательным программам соответствующего уровня общего образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) и на основании заявления могут быть:

– оставлены на повторный год обучения;

– переведены на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

– переведены на обучение по индивидуальному учебному плану (в пределах осваиваемой образовательной программы) в порядке, установленном Положением об индивидуальном учебном плане учреждения.

 

5. Повторное обучение учащихся в связи с неаттестацией

5.1. Обучающиеся 2-10 классов могут быть оставлены на повторное обучение по заявлению родителей (законных представителей) только при условии наличия

ü  неудовлетворительных оценок по 1 и более предметам;

ü   не ликвидированных в установленные сроки академических задолженностей,

без учёта:

– мнения родителей (законных представителей) о том, что ребенок не освоил программу обучения по учебному предмету/части образовательной программы по причине большого числа пропусков уроков/дней;

– пропуска уроков/дней по уважительной и неуважительной причине.

 

6. Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы в форме семейного образования и самообразования

6.1. Учащиеся, осваивающие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня общего образования в форме самообразования, семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти  промежуточную аттестацию в МБОУ СОШ пос. Радченко.

6.2. При прохождении промежуточной аттестации обучающиеся, указанные в п.6.1. настоящего Положения пользуются академическими правами учащихся Школы по соответствующей общеобразовательной программе.

6.3. Зачисление обучающихся для прохождения промежуточной аттестации осуществляется приказом руководителя учреждения на основании заявления его родителей (законных представителей) в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Процедуре зачисления обучающегося для прохождения промежуточной аттестации в обязательном порядке предшествует процедура ознакомления его родителей (законных представителей) с настоящим Положением.

По окончании прохождения промежуточной аттестации учащийся отчисляется из образовательной организации соответствующим приказом руководителя учреждения.

6.4. Учреждение бесплатно предоставляет учащемуся на время прохождения промежуточной аттестации учебники и учебные пособия, иные средства обучения из библиотечного фонда при условии письменно выраженного согласия с Правилами использования библиотечного фонда.

6.5. По желанию родителей (законных представителей) учащемуся на безвозмездной основе может быть предоставлена помощь педагога-психолога учреждения.

6.6. Промежуточная аттестация экстерна в учреждении проводится:

– в соответствии с расписанием/графиком, утвержденным руководителем учреждения за 2 дня до ее проведения;

– предметной комиссией, в количестве не менее 3-х человек, персональный состав которой определяется администрацией учреждения и утверждается приказом директора Школы.

6.7. Ход и итоги проведения промежуточной аттестации учащегося оформляются соответствующим протоколом, который ведет секретарь указанной комиссии.

Протокол подписывается всеми членами предметной комиссии по проведению промежуточной аттестации, его содержание доводится до сведения экстерна и его родителей (законных представителей) под роспись.

6.8. Обучающийся имеет право оспорить результаты промежуточной аттестации, проведенной соответствующей комиссией учреждения в установленном законодательством РФ порядке.

6.9. На основании протокола проведения промежуточной аттестации обучающемуся выдается документ (справка) установленного в учреждении образца о результатах прохождения промежуточной аттестации по общеобразовательной программе общего образования соответствующего уровня за период, курс.

6.10. В случае неудовлетворительных результатов по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) общеобразовательной программы общего образования соответствующего уровня, полученных обучающимся при проведении промежуточной аттестации, ученик имеет право на пересдачу в установленном порядке.

6.11. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, могут быть приняты для продолжения обучения в учреждении в соответствии с Порядком приема, установленным федеральным законодательством при наличии свободных мест в МБОУ СОШ пос. Радченко для продолжения обучения.

6.12. В случае если при прохождении обучающимся промежуточной аттестации ни одна из дисциплин, выносимых на промежуточную аттестацию, не была оценена аттестационной комиссией положительно и академические задолженности не были ликвидированы в соответствующие сроки, руководитель учреждения сообщает о данном факте в компетентные органы местного самоуправления согласно нормам Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ.

 

7. Порядок хранения информации о результатах промежуточной аттестации на бумажных и электронных носителях

7.1. Порядок хранения  информации о результатах успеваемости, аттестации на бумажных и электронных носителях регламентируется следующими документами:

- Федеральный закон от 27.07. 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

- Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

7.2. Результаты промежуточной аттестации в виде записей в школьных журналах,  протоколов, отчётов, мониторингов хранятся в делах Школы в соответствии со школьными локальными актами.

 

8. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

8.1. Инициатива внесения изменений и (или) дополнений в настоящее Положение может исходить от всех участников образовательных отношений.

8.2. Изменения и (или) дополнения в настоящее Положение подлежат открытому общественному обсуждению.

8.3. Изменения в настоящее Положение  утверждаются приказом руководителя учреждения.

 

8.4. Внесенные изменения вступают в силу с момента их принятия, если другое не оговорено в Положении или приказе по Школе.