Методические рекомендации для родителей по профилактике компьютерной и интернет-зависимости у детей

 

Методические рекомендации для родителей по профилактике компьютерной и интернет-зависимости у детей
МР6 для родителей по профилактике компью
Adobe Acrobat Document 294.0 KB

Методические рекомендации для родителей по профилактике компьютерной и интернет-зависимости у детей

 

 

Исследование различных аспектов медиапользования детей и подростков выявило зависимость данного процесса от родителей и ближайших родственников, а именно ведущую роль семьи в процессе медиасоциализации современных детей.

Медиа занимают важное место в повседневной жизни школьников, прежде всего в области досуга. Эта деятельность слабо регулируется и контролируется взрослыми, в особенности дома.

Условия, способствующие уходу детей в виртуальный мир и игровую зависимость: неправильный стиль воспитания, нарушение взаимоотношений с близкими и сверстниками, низкая самооценка, неразвитая сфера интересов, высокий уровень тревожности и многие другие компоненты психологического неблагополучия детей и подростков.

Для профилактики компьютерной и интернет-зависимости и работы с зависимыми детьми родителям рекомендуется:

ü    В дошкольном возрасте максимальное ограничение использования смартфона, планшета, компьютера и даже телевизора.

ü    Следует помнить: гаджет – не нянька! Строгое ограничение времени, отводимого этим занятиям.

ü    Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре. Если мама говорит о частом нахождении ребенка в соцсетях, то сама не должна ежедневно отправлять подарки в Одноклассниках, ставить лайки Вконтакте и т.п.

ü    Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, на квест и т.д.). Живите с ребенком ВМЕСТЕ!


ü    Также хорошо будет составить список тех дел, которые ребенок должен выполнить самостоятельно при отсутствии взрослого, придя из школы, например.

ü    Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством. Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.

ü    Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками. Научите детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.

ü    Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Расскажите, что такое ложная информация («фейк», «вброс» на современном сленге), о том, что не нужно самому пересылать и публиковать далее эту информацию. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.

ü    Постарайтесь научить ребенка отличать официальные сайты организаций, электронных изданий от множества неинформативных сайтов. Приучите ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от его проблем.

ü    Научите ребенка пользоваться поиском в Интернете. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска. Необходимо дать ребенку понять, что интернет очень полезен, но в учебных, деловых целях, как рабочий инструмент, но не как способ проведения досуга.

ü    Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.

ü    Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Нужен жёсткий и неукоснительный


контроль над содержанием игр, направленный на исключение сюжетов с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинской тематикой.

ü    Нужно обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм.

ü    Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм и соцсетям, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра и виртуальное общение не заменит общения реального.

ü    Проанализируйте собственный досуг – насколько он разнообразен, умеете ли вы сами отдыхать, чтобы показать пример ребенку, а не просто выдвигать требования, ультиматумы и высказывать упрёки в отношении частого пользования телефоном или компьютером. Не нужно наказывать ребенка запретом пользования телефоном, интернетом. Тем самым вы еще больше увеличите значимость этого занятия и возведете в ранг блага, цели, которых ребенок должен добиться своим положительным поведением.

ü    В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

Лучшая профилактика и коррекция интернет-зависимости:

-   искренний интерес к ребенку, его внутреннему миру;

-   доверительное общение с самого детства;

-   разнообразный совместный семейный досуг;

-    привитие интересов к различным сферам жизни – спорт, искусство, живое общение, выпечка, домашние животные – то есть поиск хобби;

-   наличие жизненных целей, ежедневных планов у ребенка.

 

 

 

Сост.: педагог-психолог ГКУ «Тверской областной центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи», канд. психол. наук Иванова И.В.