Антинаркотический месячник

 

Видеоролики

Дай жизни быть.mp4
MP4 Video/Audio File 1.2 MB
Черновик.mp4
MP4 Video/Audio File 1.4 MB
Шаги.mp4
MP4 Video/Audio File 612.3 KB

Управление образования города Твери

 

ГБУЗ «Тверской областной клинический наркологический диспансер»

 

ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России

 

 

 

 

 

Честнова В.И., Кочегуров В.В.

 

Основные принципы первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательных организациях

 

(методические рекомендации для педагогов

психологов, врачей)

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь, 2016

 

 

 

Составители: В.И.Честнова – главный нарколог Министерства здравоохранения Тверской области, главный врач ГБУЗ «ТОКНД»; В.В.Кочегуров – канд. мед. наук, зам. главного врача по экспертной работе ГБУЗ «ТОКНД», ассистент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии с курсом психиатрии и психотерапии ФПДО, интернатуры и ординатуры ГБОУ ВПО Тверской ГМУ Минздрава России.

Научный редактор: А.К.Зиньковский – академик РАЕН, профессор, д-р мед. наук, зав. кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России.

 

 

Основные принципы первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательных организациях [Текст]: метод. рекомендации / сост. В.И.Честнова, В.В.Кочегуров; под ред. А.К.Зиньковского. – Тверь, 2016. – 14 с.

 

 

Методические рекомендации содержат основные принципы организации первичной профилактики психоактивных веществ в образовательных учреждениях (школы, сузы, вузы), предназначены для специалистов органов управления образования, администраторов образовательных учреждений, педагогов, школьных психологов, врачей, социальных работников, могут быть использованы при подготовке к работе Кабинетов здоровья образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

Воспроизведение настоящего издания или части его (кроме краткого цитирования в рецензиях и отзывах) любым способом противоречит положениям российского и международного авторского права.

Ó      ГБУЗ «Тверской областной клинический наркологический диспансер», 2016

Ó      Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии с курсом психиатрии и психотерапии ФПДО, интернатуры и ординатуры ГБОУ ВПО Тверской ГМУ Минздрава России

 

 


Предупреждение злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) среди детей и молодежи является актуальным и приоритетным в организации здоровьесберегающих технологий в системе образования.

Согласно ч. 6 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. Статья 12 указанного федерального закона устанавливает приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 статьи 30 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ профилактика наркологических расстройств осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни. Последний обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом (ч. 3статьи 30 указанного федерального закона).

Согласно ч. 1 статьи 41 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя в т.ч.: пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда (п. 4); организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом (п. 5); прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации (п. 6); профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ (п. 7). Ч.2 статьи 41 указанного федерального закона регламентирует, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

По рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика заболеваний делится на превичную, вторичную и третичную. Целевые группы, формы работы, субъекты профилактики при различных видах превентивной деятельности могут существенно отличаются. Первичная профилактика – работа с популяцией условно здоровых людей, в которой существует определенное количество лиц из групп риска. Мероприятия по первичной профилактике включают создание законов, регулирующих производство, продажу, хранение, транспортировку, употребление психоактивных веществ, антинаркотическую пропаганду в средствах массовой информации, профилактическую работу в образовательной среде, здравоохранении, силовых структурах и т. д.

Вторичная профилактика адресована людям, у которых поведение риска уже сформировано и включает систему действий, направленную на изменение сложившихся форм поведения и развитие личностных ресурсов. Основная нагрузка по проведению вторичной профилактики среди детей и подростков ложится на здравоохранение (врачи, психологи, социальные работники), образование (в т.ч. школьные психологи), подразделения по делам несовершеннолетних.

Третичная профилактика – профилактика рецидивов, осложнений болезни, активизация личностных ресурсов для адаптации к условиям среды, формирования социально-эффективных стратегий. Основные субъекты профилактики – органы здравоохранения, общественные организации.

Даже небольшое воздействие, направленное на снижение употребления ПАВ (табак, алкоголь, наркотики, психотропные препараты, любые химические вещества с одурманивающим действием) в обществе в целом, оказывается более эффективным, чем более массивное воздействие только на больных с зависимостью от ПАВ. Следовательно, при всей важности и необходимости вторичной и третичной профилактики злоупотребления ПАВ приоритетной должна быть первичная профилактика.

Организация профилактической деятельности должна основываться на следующих принципах.

1.             Принцип комплексности предполагает согласованное взаимодействие:

- на межведомственном уровне – органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительных органов и др.;

- на профессиональном уровне – специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинские психологи, врачи, психиатры-наркологи, социальные педагоги и социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних).

2.             Принцип дифференцированности реализуемых программ и методов профилактики:

А) С учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.

Необходимо учитывать особенности восприятия информации различными возрастными группами. По возрасту наиболее целесообразно выделение следующих групп:

ü  дети младшего школьного возраста (6-10 лет);

ü  подростки (10-15 лет);

ü  молодежь:

§  первый период (старший школьный возраст 15-17 лет),

§  второй период (17-21 год);

Например, в профилактических образовательных программах для подростков предпочтение должно отдаваться интерактивным способам работы (моделированию ситуаций, ролевым играм, различным тренингам жизненных навыков, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическим информационно-образовательным методам.

Если исходить из того, что 14-15 лет – это критический возраст приобщения детей к ПАВ, то профилактическая работа должна начинаться еще в начальной школе среди детей 10 лет. В достаточно раннем возрасте, начиная даже с детского сада, можно формировать понятие о здоровом образе жизни и его преимуществах, помогать приобрести навыки, необходимые для жизни без ПАВ. К таким навыкам следует отнести умение занять правильную позицию при мелких неудачах и при разрешении конфликтов, умение выражать свои чувства и устанавливать межличностные контакты, и главное, умение сказать «нет».

Б) По степени вовлеченности учащихся в наркогенную ситуацию.

При разработке профилактических программ выделяют следующих детско-подростковые и молодежные группы:

1)        учащиеся, не вовлеченные в наркогенную ситуацию, без неблагоприятных психологических особенностей, имеющие благополучное социо-культурное окружение;

2)        «группа риска» - учащиеся, не вовлеченные в наркогенную ситуацию, но имеющие отягощенный семейный анамнез (неполные семьи; родители, страдающие алкоголизмом и наркоманией, лишенные родительских прав), имеющие отклонения в психическом развитии или определенные психологические особенности (акцентуации характера, наличие повышенной тревожности, эмоциональной неустойчивости, депрессии, неадекватной самооценки, внушаемости);

3)        учащиеся, замеченные в неоднократном употреблении ПАВ;

4)        учащиеся с зависимостью от ПАВ.

Для детей и подростков из 1 и 2 группы профилактические программы реализуют цели и задачи первичной профилактики: сохранение здоровья учащихся путем формирования ценности здоровья и навыков здорового образа жизни. Работая с этой группой учащихся, важно при реализации антинаркотических образовательных программ не спровоцировать интерес к наркотикам и другим психоактивным веществам. Содержание таких программ должно содействовать формированию социально-позитивного стандарта жизни для любого человека как альтернативы пронаркотическому образу жизни (воспитание и сохранение морально-нравственных основ личности, наличие осознанной и четкой жизненной программы).

3.             Принцип аксиологичности (ценностной ориентации) предполагает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.

Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания служит основанием для социальной реадаптации и реабилитации.

Ведущей целью первичной профилактики употребления ПАВ является формирование у детей и подростков целостной системы ценностей как материального (здоровье, семья, благосостояние), так и духовного характера (социализация, самореализация, коммуникация, познавательные, эстетические, этнические идеалы).

В основе наркотической псевдокультуры лежат представления о возможности «наркотического познания» существующего мира. В этом случае наркотики выступают как средство свободы и желания. Следование этим ценностям выдается как необходимая атрибутика свободного и благополучного человека. Молодым людям навязываются стереотипы поведения, предлагающие употребление наркотиков и других ПАВ в качестве «нормального» и даже необходимого атрибута общения. Вот почему «благополучию» наркозависимого человека, в конечном счете, обреченного на страдания и смерть, следует противопоставить в обыденном мировоззрении благополучие человека, здорового нравственно и физически. Не свобода потребления наркотика, а свобода от наркотиков лежит в основе понимания реального благополучия человека.

4.      Принцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов целевой профилактической деятельности.

Социально-нравственный аспект ориентирован на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему ПАВ.

Психологический аспект направлен на коррекцию определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления наркотических и психотропных веществ. Целевая направленность психологического аспекта профилактической деятельности – психологическая поддержка подростка.

Образовательный аспект формирует систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ. Целевая направленность образовательного аспекта профилактической деятельности – информационное обеспечение предупреждения прибегания к наркотическим веществам.

5.         Принцип последовательности означает, что цели и задачи профилактики не могут быть реализованы одномоментно, по типу разовой кампании, предусматривается непрерывность длительность проведения профилактических программ.

6.         Принцип легитимности предполагает необходимую правовую базу профилактических мероприятий, к которой относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, занимающихся профилактикой в пределах своей компетенции и статуса.

К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия.

 

Методы профилактической работы:

      Лекции учителя, специалистов;

      Социально-психологические тренинги;

      Дискуссии, семинары, круглые столы;

      Мозговые штурмы;

      Анализ конкретных историй жизни (случаев);

      Драматические представления;

      Индивидуальные и групповые исследования;

      Просмотр фото- и видеоматериалов;

      Проведение конкурсов рисунков, социальной рекламы;

      Профилактические медицинские осмотры (совместно с медицинскими организациями в соответствии с законодательством РФ).

На сегодняшний день лекционная работа в профилактической деятельности не является самой эффективной. Предпочтение отдается индивидуальной или работе в малых группах в виде социально-психологических тренингов. Опыт работы свидетельствует, что коррекция личностной уязвимости, формирование психологической устойчивости малоэффективны без привлечения психолога или психотерапевта, одной лишь лекционной формы работы, даже в виде лекции-дискуссии бывает недостаточно.

Заниматься профилактикой употребления ПАВ могут (имеют не только моральное, но и юридическое право) лишь те лица, которые имеют по теме проводимого мероприятия специальное образование, т.е. являются компетентными (сертифицированными, дипломированными) специалистами. По вопросам данной тематики чаще других приходится выступать педагогам, психологам, философам, юристам, работникам милиции, социологам, врачам. Важнейшее требование при этом – держаться в рамках своей профессиональной компетентности и не затрагивать смежные вопросы, относящиеся к компетентности других специалистов.

При подготовке лекции обязательно предварительное изучение слушателей, знание их интересов. Не рекомендуются выступления перед большой аудиторией, что особенно относится к учащимся школ и ПТУ. Лучше работать с небольшими группами, добиваясь неформального контакта и максимальной искренности, заменяя лекционный монолог собеседованием, дискуссией, вопросами-ответами в обозначенной теме.

При проведении лекций и профилактических бесед следует помнить, что информирование о вреде наркотиков, алкоголя, табакокурения не может предупредить употребление ПАВ. Передача информации неэквивалентна обучению. Наличие определенных знаний и даже изменение установок не может гарантировать желаемых изменений поведения.

Сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся со взглядами обучающихся на окружающее и вызывает сомнение в достоверности источника информации. Более того, по мнению психологов, эффективность сильного страха если и может быть высокой, то всегда кратковременна. Запугивающая информация зачастую не сопровождается необходимыми рекомендациями по целесообразным практическим действиям. Не происходит учета индивидуальных психологических и возрастных характеристик слушателей. Запугивание может вызвать некоторые аффекты (тревога, неуверенность, снижение настроения), которые в свою очередь рассматриваются как факторы индивидуального риска приобщения к злоупотреблению ПАВ. С другой стороны, свойственная подросткам иллюзия «неуязвимости» и «бессмертия» часто не позволяет им всерьез относиться к отдаленным последствиям злоупотребления ПАВ, что и используется на практике представителями наркобизнеса (миф о «легких» наркотиках, безопасности однократного употребления ПАВ). С другой стороны, в аудитории могут находиться подростки, уже употреблявшие наркотики. Поэтому лектору следует давать информацию взвешенно, не приводя подростков в чувство безысходности.

Если лекция, беседа, дискуссия (любая форма занятия) посвящена самим наркотикам и другим ПАВ, их действию на организм, последствиям употребления и т.д. – такие темы выступлений не могут считаться антинаркотическими, так же, как и подобного рода брошюры, статьи, книги. Это способы повышения наркотической грамотности и осведомленности, причем недопустимо, если после разговоров на эти темы звучит призыв «Сделай свой выбор!» Подросток, еще только становясь личностью, не умеет всегда и во всем сделать адекватный и полезный для себя выбор. Особенно если из предлагаемых вариантов нет настоящего позитивного и полезного.

Необходимо иметь ввиду, что неграмотная и неосторожная информация, смакование проблемы, могут возбудить повышенное любопытство, нездоровый интерес, жажду ощущений и впечатлений. Поэтому не разрешается публично называть наркотические препараты и их сленговые названия, упоминать об источниках, способах и технологии их добычи и производства. Не следует также расписывать ощущения и чувства, испытываемые под влиянием наркотиков.

Несмотря на кажущуюся трудность выбора антинаркотической тематики, профилактическая беседа в школе может быть посвящена любой сфере жизнедеятельности людей. Например:

      о жизни и здоровье;

      о семье и детях;

      о любви и дружбе;

      об учебе и труде;

      о характере и личности;

      о нравственности, верованиях и духовности;

      о правах и законах;

      о науке и научном мировоззрении;

      о культуре и досуге;

      о спорте и физической культуре;

      о трудностях в жизни и конструктивных способах их преодоления;

      о стрессах, неприятностях и позитивных путях получения радости и удовольствия;

      о самостоятельности, компетентности и жизненной зрелости;

      об общении, коммуникативных навыках и способах противостоять давлению других;

      о риске в жизни и способности быть бдительным;

      о способах самовыражения и умении управлять своим поведением;

      о целях и смысле жизни и т.п.

 

Рассмотрение специальных наркологических тем должно быть адресным – только для специально подобранной небольшой аудитории (педагоги, врачи, работники милиции, психологи, социальные работники, а также лица, в отношении которых установлено, что они уже приобщились к употреблению наркотиков). Занятия такого рода лучше всего проводить в форме обучения по цикловым программам.

Анализ отечественных и зарубежных профилактических образовательных программ показывает, что наиболее эффективны те из них, которые предусматривают активное участие родителей учащихся в самых различных формах работы (в виде совместного выполнения специальных домашних заданий, обучающих семинаров для родителей, предоставления специальной литературы).

Психологические тренинги позволяют наиболее эффективно реализовать одну из ведущих целей первичной профилактики – формирование социальной компетентности (умение отказываться от рискованных предложений, умение взаимодействовать со сверстниками, умение выражать чувства и управлять ими, умение строить позитивные отношения с семьей и значимыми взрослыми, навык критического мышления, навык принятия решений, навык осознания негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивления им, навык постановки целей, активное включение в общественную жизнь). Целью тренингов является не столько получение учащимися определенных знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям и ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. При этом рекомендуется соблюдать определенную последовательность: сначала у учащихся создается адекватная эмоциональная заинтересованность в восприятии информации, затем формируется представление о предмете или явлении, вырабатывается соответствующее отношение к нему и, наконец, осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации. Подход, при котором социальные установки формируются через ролевую игру, интерактивные формы работы, а не путем простой передачи знаний, представляется более эффективным при условии правильной его организации.

При организации конкурсов рисунков и социальной рекламы в образовательных учреждениях запрещается принимать к участию рисунки и плакаты с установкой на страх наркозависимости, с использованием наркоманской атрибутики.

 

Также запрещается:

ü  Организовывать или принимать участие в мероприятиях, акциях антинаркотической направленности, с содержанием которых вы не ознакомлены или они не согласованы с компетентными органами;

ü  Привлекать к профилактической работе бывших и настоящих потребителей наркотиков;

ü  Привлекать к работе представителей неизвестных вам общественных организаций и реабилитационных центров;

ü  Предоставлять учащимся информацию:

-       о действии психоактивных веществ;

-       способах приготовления или приобретения ПАВ;

-        демонстрировать атрибутику, использующуюся потребителями ПАВ;

-        упоминать названия наркотических веществ;

-       обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики;

üиспользовать сленг, характерный для наркоманов.

 

Профилактические медицинские осмотры обучающихся направлены на профилактику наркологических расстройств и раннее выявление потребителей ПАВ среди детей и молодежи с целью оказания им наркологической помощи на начальных этапах развития болезни. Осмотры проводятся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. №1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный №27961) и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 2014 г. №581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2014 г., регистрационный №35345). В рамках исполнения последнего приказа проводится опрос, медицинский осмотр обучающегося психиатром-наркологом, а также производится иммунохимическое определение наркотических, психотропных веществ и их метаболитов в моче. В случае выявления признаков наркологической патологии обучающегося в добровольном порядке направляют к психиатру-наркологу в медицинскую организацию, оказывающую наркологическую помощь.

 

При организации профилактической деятельности в образовательных учреждениях приоритетными должны стать принципы позитивной (конструктивной) профилактики, которая ориентирована не на патологию, не на болезнь и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем психосоматический потенциал здоровья: освоение и раскрытие личностных ресурсов, поддержку молодого человека и помощь ему в реализации собственного жизненного предназначения. Позитивная профилактика наиболее эффективна при обеспечении опережающего характера воздействия: создание стойких антинаркотических установок возможно лишь до момента, когда у учащихся сформируются пронаркотические установки и формы поведения. Укрепить и развить личностные ресурсы и позитивные навыки важно до того, как учащиеся столкнутся с ситуацией выбора, окажутся под воздействием социального прессинга наркосреды.

«Не упоминай лишний раз того, с чем борешься, не вводи эту мысль в сознание. Если можешь, не опровергай – выстраивай параллельную, более сильную картину реальности». «Не говорите: В нашей соли нет мышьяка, люди подсознательно свяжут их» (Д.Огилви). Когда человек дает себе команду: «Я не должен об этом думать», - он только и делает, что думает именно об этом. Бороться со своим воображением – значит «тушить костер с помощью бензина».

Вот почему наихудшим педагогическим примером является усиленное и настойчивое введение в сознание учащегося тех поступков, которых он не должен совершать. Заповедь «не делай чего-нибудь» есть уже толчок к совершению этого поступка в силу того, что она вводит в сознание мысль о подобном поступке, а, следовательно, тенденцию к его осуществлению». (Л.С.Выготский «Орудие и знак в развитии ребенка»).

Социальное нормирование.

Суть метода социального нормирования довольно проста, но она в корне отличается от общепринятой практики запугивания подростков опасностями потребления табака, алкоголя и наркотиков. Главным является не чрезмерное описание случаев пьянства (употребления наркотиков, курения табака), а подчеркивание того, что большинство подростков пьет мало или вообще не пьет (с объяснением почему они это делают), чтобы, таким образом, трезвость (личная убежденность не употреблять наркотики, алкоголь, курить сигареты) воспринималась как норма. Такой подход вполне применим и к другим видам рискованного, экстремального поведения.

Нормировать – значит четко зафиксировать норму, развеяв мифы о том, что ПАВ употребляют большинство. Навязываемые иллюзии и мифы о ПАВ по-своему нормируют, задавая «социальную норму»: «все уже попробовали». Необходимо разрушать эти представления, освобождать от их нормирующего влияния. Вместо фразы: «Все делают это» - утверждение «Это делают не все, и ты не обязан». Важно создавать в понятии учащихся «модный», «стильный», эмоционально насыщенный образ трезвости.

Метод конструктивного обращения обнаруживает большую эффективность в сравнении с призывами изменить поведение. Конструктивное обращение – это атрибуция собственной эффективности, когда учащемуся передается уверенность, что он способен справиться с ситуацией, если необходимо, чтобы намерения что-либо сделать реализовались в его поведении.

Для иллюстрации эффективности метода конструктивного обращения можно привести данные исследования Росс и Нисбетт (2009). Исследователи посчитали в нескольких классах школы количество мусора, попадающего в мусорные корзины – во всех комнатах туда попадало менее 20% мусора. В двух классах они организовали разное воздействие на учеников с целью убедить их выбрасывать мусор в корзины.

В одном из классов все, от директора до уборщицы, на протяжении восьми дней регулярно и настойчиво, в письменной и устной форме, увещевали детей: «Пожалуйста, не сорите». (Аналогия «Не употребляйте наркотики!»). В другом классе – детям говорили: «Вы такие аккуратные». Т.е. в течение того же периода времени те же самые люди не побуждали детей изменить свое поведение, а лишь хвалили их за то, что они уже успешно поддерживают чистоту.

Что получилось? В первом классе («не сорить») – вместо 20% в корзину стало попадать 45% мусора. Дети же во втором классе, «у которых формировали положительные представления об их собственном поведении» - через неделю стали отправлять 80% мусора. Еще более значим, учитывая, как важно и трудно сохранить позитивные изменения, следующий результат: через две недели после окончания эксперимента ученики в первом классе («Не сорите, не сорите!») вернулись к прежнему уровню разбрасывания мусора. Дети во втором классе («Молодцы, вы такие аккуратные») сохранили способы поведения, согласующиеся с «позитивными ярлыками», продолжая выбрасывать большую часть мусора в корзины.

Таким образом, при огромном разнообразии форм и методов превентивной деятельности в образовательной среде конечной целью профилактики употребления ПАВ является воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в однократном или систематическом приеме ПАВ.


СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Агеев И.А. Успешный учитель: тренинговая и коррекционная программа. – СПб.: Речь, 2007.

2.         Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение подростков в школе. - М.: Фолиум, 2000.

3.         Аршинова В.В., Рубанова М.Н., Митькина Е.И., Черноризов А.М., Исачев С.А., Глебов В.В. Программа курса занятий по формированию устойчивого развития личности как основы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков // Социальная профилактика и здоровье. - 2003. - № 1.

4.         Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. – Самара, 2000.

5.         Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М., 2000.

6.         Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: Ось-89, 2002.

7.         Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М., 2000.

8.         Дереча В.А. Основы первичной позитивной профилактики // Профилактика и реабилитация в наркологии. - 2002. - № 1.

9.         Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000.

10.     Косарецкий С.Г. Информационная модель профилактики злоупотребления ПАВ подростками и молодежью // Социальная профилактика и здоровье. - 2003. - № 2.

11.     Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. – СПб: Центр профилактики наркомании и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), 2001.

12.     Лозовой В.В. Профилактика наркомании: школа, семья. – Екатеренбург, 2000.

13.     Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. – М.: Международная ассоциация «Развивающее обучение», 1998.

14.     Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). – М.: МЕДпресс-информ, 2003.

15.     Менделевич В.Д. Этика современной наркологии: монография. – Казань: Медицина, 2010.

16.     Немов Р.С. Возрастная психология. – М.,1994.

17.     Обучение жизненным навыкам. Аналитическое исследование. Выполнено по заказу ЮНИСЕФ. - М., 2002.

18.     Организация и формы волонтерской деятельности по вопросам профилактики социально значимых заболеваний / Под ред. Г.Н. Градусова. - Пермь: ПРИПИТ, 2001.

19.     Родионов В.А. Программы здоровья в России и за рубежом // Педагогическое образование и наука. - 2001. - № 4.

20.     Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 классов. - Ярославль: Академия развития, 2002.

21.     Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков для учащихся 1-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.

22.     Семикин Г.И., Мысина Г.А., Близнюк Е.Г. Интерактивное наглядно-методическое пособие по антинаркотической пропаганде для педагогов, психологов, специалистов по работе с молодежью высших и средних учебных заведений. – М., 2009.

23.     Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2001.

24.     Сидоров П.И. Наркологическая превентология: Руководство. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ., 2006.

25.     Сирота Н.А. Что происходит с профилактикой зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ сегодня // Социальная профилактика и здоровье. - 2003. - № 1.

26.     Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. - М.: Минобразования РФ, НМЦ «ДАР», 2000.

27.     Сказка о тебе и других (Программа «Избирательной профилактики по употреблению психоактивных веществ для детей из асоциальных семей») ./Под ред.: А.А.Михеевой. – М., 2005..

28.     Сохачевский Ю.М., Честнова В.И. Сумерки. – Тверь, 2002.

29.     Худяков А.В. Как помочь вашему ребенку. Часть I: Стать наркоманом и пьяницей (вредные советы для хороших родителей). Часть II: Избежать алкоголизма и наркомании (полезные советы для хороших родителей). – Иваново, 2002.

 

30.     Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. – Тверь, 2007.

Министерство здравоохранения Тверской области

 

ГБУЗ «Тверской областной клинический наркологический диспансер»

 

 

 

 

 

 

 

 

Честнова В.И., Кочегуров В.В., Епифанова Р.В., Волкова В.В.

 

 

 

 

 

Рекомендации для родителей по раннему выявлению употребления психоактивных веществ у детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь, 2020


 

 

 

Составители: В.И.Честнова – главный нарколог Министерства здравоохранения Тверской области, главный врач ГБУЗ «ТОКНД»; В.В.Кочегуров – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии ГБОУ ВПО Тверская ГМА Минздрава России; зав. отделением медико-психологической помощи детям и подросткам ГБУЗ «ТОКНД», Р.В.Епифанова - клинический психолог отделения медико-психологической помощи детям и подросткам ГБУЗ «ТОКНД», В.В.Жилина - клинический психолог отделения медико-психологической помощи детям и подросткам ГБУЗ «ТОКНД».

 

 

 

 

 

 

 

 

Созависимость. Зависимость. Независимость?! [Текст]: метод. рекомендации / сост. В.И.Честнова, В.В.Кочегуров, Р.В.Епифанова, В.В.Жилина. – Тверь, 2020. –  с.

 

 

 

Методические рекомендации содержат сведения по раннему выявлению употребления психоактивных веществ, даны советы родителям по общению с детьми-потребителями психоактивных веществ. Предназначены для родителей, психологов, и педагогов образовательных учреждении и других специалистов, работающих с детьми и молодежью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизведение настоящего издания или части его (кроме краткого цитирования в рецензиях и отзывах) любым способом противоречит положениям российского и международного авторского права.

Ó      ГУЗ «Тверской областной клинический наркологический диспансер», 2020

 

 

 


 

 

 

Уважаемые родители!

 

Вы, безусловно, — самый близкий и значимый для ребенка человек

Вы стремитесь быть успешным родителем

Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка.

Это - здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

 

Одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации является массовое распространение наркомании, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ. Основным методом решения данной проблемы является нацеленность государственной политики Российской Федерации на профилактику употребления психоактивных веществ и предотвращение роста уровня социально-опасных явлений.

Проблема наркомании ежедневно охватывает десятки семей и от этого никто не застрахован. Риск попасть в зависимость постоянно растет: появляются новые виды наркотиков.

Причины употребления наркотиков в молодежной среде, как правило, вызваны с отсутствием у подростка сил справиться с имеющимися проблемами, трудностями в учебе, непониманием со стороны родителей, отсутствием друзей, постоянных интересов, увлечений.

Именно поэтому, уважаемые родители, вы всегда должны быть на чеку, вооружившись знаниями, которые помогут своевременно оказать необходимую помощь и предотвратить беду.

 

Помните!  Чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой.

Тестирование  методом иммунохроматографической  диагностики (экспресс-тест) - это надежный и эффективный инструмент для ответа на вопрос: употреблял ли человек наркотические вещества на протяжении последних 5 суток.

Зачем нужен экспресс-тест?

üМожет снять необоснованные подозрения в употреблении наркотиков, основанные на изменении поведения подростка (скрытность, напряженность в отношениях с родителями, агрессивность, снижение успеваемости и т.д.).

üПоможет не упустить начало приобщения к  наркотикам

üМожет стать началом серьезного разговора родителей и молодого человека о последствиях употребления наркотиков и о том, кому выгодно формировать у него такие привычки.

üДаст шанс предотвратить развитие наркотической зависимости на ранней стадии употребления наркотиков. 

В чем преимущества теста?

  • Простота и удобство - самодиагностика с помощью тестов позволяет получить результат дома; не требует дорогостоящего оборудования и специальных навыков.
  • Надежность - достоверность тестов достигает 99,8%, при этом каждый диагностический тест имеет встроенный внутренний контроль, позволяющий убедиться в том, что процедура тестирования проведена правильно.
  • Объективность – ни Вы, ни Ваш ребенок, естественно, не заинтересованы  в обнаружении несуществующей болезни.
  • Экономичность - экономия времени на проведение обследования.
  • Анонимность - это особенно важно при выявлении фактов употребления наркотиков.
  • Своевременность - результат можно получить за считанные минуты и в зависимости от него решать, предпринимать какие-то меры или, благополучно развеяв сомнения, продолжать вести обычную жизнь.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

Да – если опасаетесь, что ваш ребенок начал употреблять наркотики.

Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете:

Поведенческие признаки употребления наркотиков:

- нарастающая скрытность ребенка;

- сонливость или, наоборот, бессонница;

- снижение интереса к учебе, увлечениям, прогулы уроков и дополнительных занятий;

- ухудшение памяти и внимания, снижение успеваемости;

- увеличение финансовых запросов, пропадание из дома денег или ценных вещей;

- появление новых подозрительных друзей;

- появление неопрятности во внешнем виде, склонность к прослушиванию специфической музыки;

- изменение настроения ребенка по непонятным причинам, появление болезненной реакции на критику;

- изворотливость, лживость, уход от ответов на прямые вопросы;

- появление следов инъекций (т.е. уколов) по ходу вен на руках, ношение одежды только с длинными рукавами независимо от погоды и обстановки;

- обнаружение у ребенка шприца, какой-нибудь сушеной травы, непонятного порошка, таблеток, бумажек, а иногда и денежных купюр, свернутых в трубочки, закопченных ложек, капсул, жестяных банок, пачек лекарств снотворного или успокоительного действия.

 

Физиологические признаки употребления наркотиков:

- бледность или покраснение кожи;

- расширенные или суженные зрачки; покрасневшие или мутные глаза;

- несвязная, замедленная или ускоренная речь;

- потеря аппетита, похудение, а иногда - чрезмерное употребление пищи;

- хронический кашель;

- плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);

- резкие скачки артериального давления;

- расстройство желудочно-кишечного тракта.

 

Признаки наркотического опьянения:

- напоминает алкогольное, но без характерного запаха алкоголя изо рта;

- состояние эйфории, т.е. приподнятое настроение, безмятежное блаженство в сочетании с замедлением или ускорением мышления, оживленность, общительность, болтливость, назойливость;

- возникновение сексуального возбуждения, внезапно сменяющееся недовольством;

- заторможенность мыслительных и мышечно-мускульных реакций, опаздывание с выполнением команд, оцепенелость, вплоть до полного отключения, отсутствие реагирования на обращения;

- полная потеря сознания на длительное время при употреблении большой дозы наркотиков, появление расстройства координации движений, мелкое дрожание пальцев рук, пошатывание при ходьбе, резкие отклонения в сторону от направления движения, ярко выраженная мимика, смазанная, невнятная, замедленная, с внезапными остановками, непоследовательная речь, излишняя жестикуляция;

- обвисшие губы, полузакрытые веки, расширенные зрачки независимо от освещения, повышенная потливость, учащение пульса, появление бледности или покраснения лица; по окончании действия препаратов – вялость, малоподвижность, безразличие к окружающему, пребывание в дремотном, заторможенном состоянии или впадение в глубокий сон.

 

Будьте внимательны к своим детям!

 

Последовательность действий при подозрении ребенка в употреблении наркотиков:

1.    Узнайте как можно больше сведений о действиях, последствиях различных психоактивных веществ.

Обладая этими сведениями, будьте внимательны, не обнаруживаете ли Вы признаки, указывающие на то, что Ваш ребёнок употребляет наркотики. Если Ваши предположения подтвердились, не притворяйтесь, что всё в порядке.

2.    Не поддавайтесь панике. Найдите в себе силы для решения ситуации. Криком на ребенка, битьем, угрозами Вы ничего не добьетесь. Найдите смелость сказать ему о своих подозрениях прямо такими словами: «Мне кажется, что ты принимаешь наркотики».

Не настраивайтесь на лёгкую победу. Скорее всего, Вы даже не дождётесь честного признания. Наркоманию (как и алкоголизм) называют «болезнью отрицания», потому что заболевший человек даже самому себе не признаётся в своей зависимости, ему всегда кажется, что стоит только захотеть и он сможет отказаться от привычки.

Наберитесь терпения и постарайтесь понять, что ребёнок повзрослел и он вовсе не Ваша собственность, поэтому вправе жить так, как хочет, и самостоятельно выбирать – употреблять ему наркотики или нет. Другое дело, что Вы просто обязаны, сказать ему, что не одобряете этот выбор, и сделать всё, чтобы он имел полную информацию о том, что его ждёт в будущем, какие необратимые процессы будут происходить в организме, если отказаться от лечения.

Постарайтесь понять, что не в Ваших силах всё изменить сию минуту. Самое сложное – признать, что Ваш ребёнок всё равно будет делать то, что считает нужным. Но при этом он должен знать, что ответственность за свой образ жизни (и за последствия своей болезни) он несёт самостоятельно.

Не пытайтесь бороться в одиночку – обычно это бесполезно, не делайте из этой болезни семейной тайны, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Большинство консультантов и психологов уверены, что лечение нужно начинать с близких. Речь здесь идёт далеко не о медикаментозном лечении. Речь о духовном самосовершенствовании.

3.    Предложите подростку провести в домашних условиях тестирование методом иммунохроматографической диагностики.

 

Как провести тестирование в домашних условиях

 

1.     Объясните вашему ребенку, что он будет подвергнут экспресс-тестированию. Это не недоверие: контролировать в разумных пределах действия своего ребенка - ваше законное право и обязанность как родителя.

2.    Возьмите чистый сухой пластиковый стакан.

3.    Попросите ребенка в Вашем присутствии собрать мочу в стакан.

4.    Вскройте упаковку тест-набора, разорвав ее вдоль прорези.

5.    Извлеките полоску и погрузить ее вертикально в мочу до уровня ограничительной линии на 30-60 секунд.

6.    Выньте полоску и разместите ее на горизонтальной сухой поверхности.

7.    Оцените результаты реакции в течение 10-15 минут.

 

 

Интерпретация результатов экспресс-анализа

Результат

Отрицательный результат

Положительный

результат

Ошибка

тестирования

Характеристика

видоизменения

тестового материала

Выявление по одной полосе розового цвета любой четкости и интенсивности окраски в тестовой зоне на уровне маркировки Т (тест), в том числе слабой интенсивности, и в контрольной зоне на уровне маркировки К (контроль)

Выявление в контрольной зоне на уровне маркировки К (контроль) одной полосы розового цвета любой четкости и интенсивности окраски и полное отсутствие второй полосы в тестовой зоне на уровне маркировки Т (тест)

Если в течение 15 минут полосы не выявляются или появляется полоса на уровне маркировки Т (тест) без полосы на уровне маркировки  К (контроль)

Вывод

Наркотик не выявлен

Наркотик выявлен

Результат

не ясен

Действия

 

Необходимо обратиться за помощью к специалистам

Анализ необходимо повторить с помощью другой полоски *

* если по результатам повторного тестирования вторая тест-полоска дала отрицательный результат, то тест  считается отрицательным !

 

1.      Собранную  мочу оставьте для возможного повторного анализа.

2.      При положительном либо ошибочном результате тестирования  повторить все действия в той же последовательности.

 

Результаты тестирования получены, что делать?

 

ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНОМ РЕЗУЛЬТАТЕ

Вы испытаете радость, что тест дал отрицательный результат.

Что бы навсегда сохранить веру в ребенка и себя:

1.      Сами живите яркой, наполненной, здоровой жизнью!

Ребенок - это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка собой - не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является "неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее".

2.      Будьте вместе со своим ребенком!

Старайтесь проводить с ним как можно больше времени, делайте все вместе с ним: рисуйте, ходите в театр, делайте домашнюю работу, занимайтесь спортом, обсуждайте прочитанные книги. Будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью.

3.      Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть!

К употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку.
Почаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите. Критикуйте и оценивайте не его личность, а отдельные поступки. Не скупитесь на улыбки и поощряйте даже малейшие достижения.

4.      Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию.

Научите его отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3-4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу "самого крутого и модного кайфа". Не оставьте вашего ребенка безоружным!

 

Научите ребенка говорить «нет» наркотикам!

Сказать «нет» - это целая наука, которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые люди.

Объясните ребенку, что, отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза. Его голос должен быть твердым и уверенным. Он имеет право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя виноватым - просто помогите ему это осознать.

 

Некоторые примеры или сценарии отказа:

  1. «Нет, я не употребляю наркотики». Это ответ, который не требует объяснения, и может звучать вслед за предложением любого вида наркотиков.
  2. На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так: «Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь».
  3. «Спасибо, нет. Это не в моем стиле».
  4. «Отстань!»
  5. «Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»?»
  6. «Наркотики меня не интересуют».
  7. Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти.

ПРИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

Вы испытываете:

чувство вины за ребенка  («Где упустили? В чем наша ошибка?»)

гнев на себя и ребенка и бессилие изменить то, что уже свершилось? ("А что я теперь могу сделать?")

стыд и недоверие к окружающим (« Вы меня не понимаете… у Вас ведь нет ребенка-наркомана…»).

страх быть отвергнутым родственниками, друзьями.

Помните! Полученный результат - отправная точка для построения нового образа жизни Вас как ответственного родителя, готового помочь Вашему любимому ребенку справиться с его проблемами.

1.      Лучшая защита - это нападение.

Лучшее средство уберечь вашего ребенка от наркотиков - совместное участие в профилактической работе. Социально-психологические тренинги, ролевые игры, основанные на стратегиях сопротивления социальному давлению и пр., в два раза снижают уровень употребления наркотиков.

2.      Не боритесь в одиночку. Объединяйтесь с теми, кто заинтересован в решении этой проблемы.

Наркобизнес - один из самых прибыльных видов бизнеса. Громадная всемирная сеть хорошо организованных людей получает бешеные деньги, распространяя эту страшную болезнь.
Бороться с этим в одиночку - бессмысленно.

3.       Диагностика с применением тестов — это лишь первый шаг, после которого в случае установления фактов употребления наркотика обязательно нужно обратиться к врачу психиатру-наркологу, клиническому психологу.

 

Помните! Без вашего активного участия в ситуации Вашего ребенка к лучшему ничего не изменится. Эта проблема очень трудна, но разрешима.

 

Дорогие мама и папа!

1.      Не скрывайте от меня своих чувств и реакций, связанных с неприятным для Вас открытием. Не кричите, не устраивайте истерик и не ругайтесь. Сделайте паузу, осознайте чувства, которые в данный момент испытываете, выдохните. Поделитесь со мной своей тяжестью и болью, не прячьте их. Ваше доверие только прибавит мне взрослости и ответственности.

2.      Не требуйте от меня объяснений «Почему я употребляю наркотики, алкоголь, курю? и пр» Я редко могу найти истинные причины, поэтому подменяю их простейшими внешними поводами, в которых почему-то всегда виноват кто-то другой. Чем больше Вы настаиваете на обсуждении, тем больше я привыкаю лгать не только Вам, но и самому себе.

3.      Не верьте мне, когда я хочу Вас убедить, что я ещё «маленький». Обратите внимание, что я делаю это только тогда, когда мне это выгодно. Во всех остальных ситуациях я вполне «большой» и самостоятельный. Просто я хочу таким образом избавиться от ответственности за свое наркотическое (алкогольное и пр.) поведение и переложить её на Вас.

4.      Не угрожайте мне всеми смертными карами, не обещайте того, чего никогда не сможете выполнить по отношению ко мне. Ваше мужество совершить поступок и действия вместо слов, гораздо убедительнее, чем очередная словесная проработка.

5.      Не скрывайте от значимых для меня знакомых и родственников, что я курю, выпиваю, употребляю наркотики. Как бы больно и стыдно Вам ни было, их необходимо честно предупредить, потому что это означает Вашу готовность бороться, а, кроме того, может уберечь их детей и сохранит к Вам хорошее отношение.

6.      Никогда не говорите: «Я в твои годы...». Вам это кажется положительным примером, а мне прямым намёком на мою несостоятельность и никчемность.

Как реагировать, если ваш ребенок подтвердил, что употребляет наркотики?

 

1.      Будьте спокойны, держите себя в руках, ведь для вашего ребенка было очень сложно рассказать вам о том, что он принимает наркотики, и он, в свою очередь, ждет от вас поддержки и помощи, а вовсе не нервного срыва.

2.      Поблагодарите ребенка за доверие и честность и четко обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.

3.      Постарайтесь узнать, как долго, что именно и в каких количествах ребенок употребляет, что он получает от употребления, но помните, это не допрос, а беседа, будьте тверды, но внимательны к чувствам ребенка.

4.      После беседы позвоните на телефон горячей линии, опишите ситуацию и выслушайте все рекомендации.

5.      Пройдите обследование.

 

Помните! Определить, сформировалась зависимость или нет, может только специалист. Не делайте скоропостижных выводов и не отчаивайтесь.

 

Получить консультацию психиатра-нарколога, клинического психолога, пройти дополнительное обследование Вы и Ваш ребенок могут в Центре медико-психологической помощи детям и подросткам ГБУЗ «Тверской областной клинический наркологический диспансер» по адресу: г. Тверь, Перекопский пер., д. 13, тел. 555-195, 55-95-90, или у психиатра-нарколога по месту жительства.

 

 

Вы все это знаете... Теперь главное - понять.

Прочитайте еще раз

 

 

Контактные адреса и телефоны, обратившись по которым Вы можете получить ответы на интересующие Вас вопросы и помощь специалиста:

 

ГБУЗ «Тверской областной клинический наркологический диспансер»

Г. Тверь, ул. Королева, д.10. Тел.: 51-52-80

 

Отделение медико-психологической помощи детям и подросткам.

Г. Тверь, Перекопский переулок, д.13. Тел.: 559-590,555-195.