Почему в России дефицит учителей – мнение педагогов

17 августа

В большинстве регионов России не хватает школьных учителей. В учительском профсоюзе считают, что причиной является низкая зарплата при значительной нагрузке.

 

В России в целом свободными остаются 3,1% вакансий в сфере среднего образования. Согласно исследовательским данным, меньший дефицит педагогов наблюдается в Северо-Кавказском (1,2%), Приволжском (2,5%) и Центральном (2,1%) федеральных округах. Большая нехватка кадров – в Южном федеральном округе (4,8%), на Дальнем Востоке (3,5%), в Северо-Западном (4,6%), в Сибирском (3,6%) и на Урале (4,4%).

 

Такие отличия в показателях объясняют разницей учительских заработных плат в регионах. В прошлом году они могли отличаться в 5 раз.  Лучше всего оплачивался труд педагогов без нагрузки классного руководства в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Москве (более 100 тыс. руб.), меньше всего он оценен в Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарии (чуть больше 20 тыс. руб.). Чаще всего дефицит кадров наблюдают в больших городах – там проще найти другую работу.

 

Учительская общественность в социальных сетях отмечает, что во многих регионах педагоги работают на две и даже больше ставки. Пользователи задаются вопросом, где же выпускники педвузов. Кто-то отмечает недостаточное количество педагогических вузов в стране. А кто-то говорит о том, что выпускники не всегда хотят ехать работать в глубинку, да еще на «смешную зарплату».  Некоторые жалеют об утрате практики распределения после высших учебных заведений.

 

Между тем министр просвещения Сергей Кравцов говорит о том, что профессия учителя становится все престижнее среди абитуриентов. Все больше желающих идут обучаться в педагогические вузы. В прошлом году такие специальности заняли третье место по популярности среди молодежи. Их опередили лишь ИТ-технологии и медицина. В этом году желающих обучаться педагогике стало в 1,5 раза больше.  Министр напомнил, что следующий год объявлен Годом педагога и наставника.

 

Педагоги в комментариях выразили надежду, что все же большая часть студентов после вуза дойдет до школы, поскольку наметилась тенденция их ухода на онлайн-платформы или в другие специальности. Некоторые абитуриенты, по мнению пользователей, идут в педвузы в качестве последнего варианта, когда не добирают баллов на те направления, куда изначально планировали.

 

Есть также те, кто уверен, что при нехватке кадров дело не в зарплате: «…дело в том, что учитель повержен в правах, дело в том , что родители выше учителя, дело в том, что знания не нужны, нужны аттестаты и дипломы». Есть мнение, что в школу нынешние абитуриенты, став выпускниками, не придут: «в 1999 закончила, пришли в школу из нашей группы человека 2-3, остальные, наверно, в бизнесе, но не в школе. А сейчас и вовсе не пойдут. Ради высшего образования поступают в пед, а не ради работы и не по призванию».

 

 

Что касается заработных плат, то их для педагогов планируют рассчитывать по-новому. Над новой системой оплаты труда работают в Министерстве просвещения. Она призвана уровнять заработок учителей в разных регионах страны. Упорядочение системы расчета оплаты труда является приоритетной задачей.