Пояснительная записка к учебному плану

 

Пояснительная записка к учебному плану 2017-2018
Пояснительная записка к учебному плану 2
Adobe Acrobat документ 640.0 KB

                                                       

                                                                              Пояснительная записка к учебному                                                     

                                                       плану муниципального бюджетного

                                                         общеобразовательного учреждения 

                                                             средней общеобразовательной школы

                    пос. Радченко

                                          на 2017-2018 учебный год                                                                                                                                                                                         

   

Учебный план МБОУ СОШ пос. Радченко (далее Школа) разработан с целью реализации общеобразовательных программ начального, основного и среднего общего образования и  направлен на:

- успешное освоение учащимися государственных образовательных стандартов;

- реализацию Программы развития школы, которая предусматривает при изучении школьных предметов широкое использование современных педагогических технологий, в первую очередь информационно-коммуникационных, всестороннее развитие учащихся и ориентирован на подготовку школьника, адаптированного к требованиям современного общества.

     Учебный план Школы  составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования, федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования, региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Тверской области и реализует принципы, заложенные в нем.

 

Нормативно - правовые

и инструктивно-методические материалы 

учебного плана Школы:

 

Федеральный уровень

- Конституция Российской Федерации (ст.43,44);

- Закон РФ  от 26.12.12 г. №  273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной       деятельности по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»         (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2002г.     

№  2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011  № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 »;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»;

- Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации:  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г.

 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.

 № 1577 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 №03-296;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06. 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

 - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.10.2010 г.

№   ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»;

- Методические рекомендации Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «основы духовно – нравственной культуры народов России»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06. 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089;

- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20.06.2017 г. № ТС-194/08;

- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»  по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ.

 

Региональный уровень

- Закон Тверской области от 07.05.2008 № 56-30 «Об образовании в Тверской области»;

- Приказ департамента образования Тверской области от 01.09.2010 № 281/08 «О  

введении федерального  государственного образовательного  стандарта в    

общеобразовательных  учреждениях Тверской области в 2010-2011 учебном году»;

- Приказ Министерства   образования Тверской области    от 14.05.2012 № 1018 / ПК     «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных

учреждений Тверской области, реализующих программы общего образования;

 - Письмо Министерства образования Тверской области от 24.05.2012 г. №29/4990-2 с рекомендациями по организации обучения по ФГОС начального общего и основного  общего образования;      

- Письмо Министерства образования Тверской области от 26.08.2013 г. №29/7528-05 с рекомендациями по организации обучения по ФГОС начального общего и основного общего образования и методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики";

- О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к

письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001г.); 

- Методические рекомендации по актуальным проблемам начального общего

образования в Тверской области в 2014-2015 учебном году   ГБОУ ДПО ТОИУУ;

- Методические рекомендации по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Тверской области в 2015-2016 учебном году с приложениями;

-  Методические рекомендации по изучению предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Тверской области в 2015-2016 году;

-  Методические рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в ОО Тверской области на 2016/2017 учебный  год от 28.09.2016 г. №29/12432-05.

 

Школьный уровень

-  Устав МБОУ СОШ пос. Радченко;

- Локальные акты школы;

- Приказы по школе 2017-2018  учебного года.

 

   Учебный план МБОУ СОШ пос. Радченко – нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования.

   Учебный план МБОУ средней общеобразовательной школы пос. Радченко призван:

-создать условия для организации полного, разностороннего образования,

определить обязательный минимум содержания общеобразовательных программ, требования уровня подготовки выпускников;

-обеспечить культурно-историческую, социальную адаптацию учащихся школы к жизни в обществе;

-создать основы для осознанного выбора и последующего освоения выпускниками школы профессиональных образовательных программ;

-создать условия для  творческого педагогического поиска.

     Учебный план МБОУ средней общеобразовательной школы пос. Радченко в части основного (8-9 классы) и среднего общего образования полностью соответствует региональному Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Тверской области и реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта, что гарантирует выпускникам школы овладения необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования.

     Учебный план школы в части начального общего образования соответствует ФГОС НОО с учётом внесённых в него изменений и дополнений в 2015 и 2016 годах, нормативных документов Министерства образования Тверской области.

     Учебный план для 5-7 классов разработан в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, с  учётом внесённых в него изменений и дополнений в 2015 и 2016 годах,  нормативных документов Министерства образования Тверской области.

 

      В учебном плане основного (8, 9 классы) и среднего общего образования реализуется компонент образовательного учреждения, который обеспечивает индивидуальный характер развития как обучающихся, так и школы в целом.  Компонент образовательного учреждения использован на усиление предметов федерального компонента, на  элективные курсы, факультативы, ведение  дополнительных предметов.

     В начальной школе учет индивидуальных интересов обучающихся осуществляется в процессе внеурочной деятельности.

      В 5-7  классах учет индивидуальных потребностей обучающихся реализуется за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и за счёт участия обучающихся во внеурочной деятельности.

    Школа работает в смешанном режиме:  1-4 классы в режиме 5-дневной учебной недели, 5-9 и 11 классы в режиме 6-дневной недели.                                                                                                      

    Максимально допустимая недельная образовательная нагрузка обучающихся соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10.

 

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

Внеурочная деятельность

При 5-дневной неделе, не более

 

1

21

10

2-4

23

10 для каждого класса

 

При 6-дневной неделе, не более

 

5

32

10

6

33

10

7

35

10

8-9

36

 

11

37

 

 

Начальная школа

     Для начальных классов установлен 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ.

        Продолжительность учебного года:

- 1 класс – 33 учебные недели;

- 2 – 4 классы – 34 учебные недели.

     Начальная школа пос. Радченко занимается по пятидневной учебной неделе. Обучение  осуществляется в одну смену. Продолжительность урока составляет в

1 классе — 35 минут (1полугодие), 40 минут (2 полугодие);  во 2-4 классах – 45 минут в течение всего учебного года.

   В 1 классе используется   «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре -  по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый); январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый.

     Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ пос. Радченко предусматривает работу по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования во всех классах.

    В связи с тем, что учебно-методический комплект «Школа 2100» с 2014 года  исключён из федерального перечня учебников, методическим советом школы (протокол №4 от 23.04.2014 г.)  принято решение о поэтапном  переходе обучающихся начальной школы на учебно-методический комплект «Школа России», соответствующий ФГОС НОО. По программам и УМК «Школа России» в 2017 – 2018 учебном году будет заниматься вся начальная школа.

    Так как  начальная школа работает по пятидневной неделе в учебный план  школы входит только обязательная часть. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивается через систему организации внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности является неотъемлемой частью  реализации ФГОС в начальной школе.

     Обязательная часть учебного плана начальной школы отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

·         получение системы основополагающих элементов научного  знания, лежащих в основе современной научной картины мира;

·         освоение, в ходе изучения учебных предметов, опыта специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

·         готовность к продолжению образования на следующей ступени основного общего образования;

·         формирование гражданской идентичности;

·         приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

·         формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

·         личностное развитие обучающихся в соответствии с его индивидуальностью.

     Обязательная часть учебного плана начальной школы  представлена следующими предметными областями:

  • русский язык и литературное чтение;
  • иностранный язык;
  • математика и информатика;
  • обществознание и естествознание (Окружающий мир);
  • искусство;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы религиозных культур и светской этики.

 

   1.Образовательная область  «Русский язык и литературное чтение».

   В образовательную область «Русский язык и литературное чтение» включены следующие учебные предметы: «Русский язык» (5 часов в неделю  в 1-4 классах),  «Литературное чтение» (4 часа в неделю в 1-3 классах и 3 часа в 4 классе).

        В начальной школе изучение русского языка направлено на развитие  речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники  овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма.

   Русский язык в начальной школе предназначен формировать:

- первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- осознание значения русского языка, как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

         Изучение предмета «Литературное чтение» ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы;  развивает нравственные и эстетические чувства школьника, его  способности к творческой деятельности.

            Литературное чтение в начальной школе предназначено формировать:

- представление о литературе как явлении национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознания обучающимися значимости чтения для личного развития;

- представления о российской истории и культуре, понятий о добре и зле, нравственности;

- понимание  роли чтения, потребности в систематическом чтении;

- роли чтения в успешности освоения всех учебных предметов, умение пользоваться разными типами литературы (художественной, научной, справочной и др.).

   В связи с введением в 4 классе предмета «Основы православной культуры и светской этики»,  количество часов на предмет «Литературное чтение» сокращено на 1 час, т.е. до

3 часов. Для прохождения программы, часы по темам, которые были сокращены, изучаются на внеклассном чтении, во внеурочной деятельности: при подготовке и проведении внеклассных мероприятий, подготовке и защите творческих работ и проектов.  

 

2. Образовательная область «Иностранный язык».

   В образовательную область «Иностранный язык» включен учебный предмет «Иностранный язык», который изучается по  2 часа в неделю во 2-4 классах.

       Изучение предмета «Иностранный язык» начинается со второго класса. Задачами данного курса являются:

- формирование у обучающихся элементарных навыков освоения языка на функциональном уровне;

- приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями языка;

- знакомство с культурой, традициями и обычаями народов тех стран, где распространен изучаемый язык;

- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.

В связи с тем, что учебник  М.З. Биболетовой исключен из Федерального перечня учебников школа с 2017 года во втором классе перешла на новую линию учебников по английскому языку «Английский в фокусе», представленную авторами учебника Н.И. Быков, Д. Дули и др.

 

3. Образовательная область «Математика и информатика».       

    На изучение математики в основной части учебного плана отведено 4 часа во всех классах начальной школы, информатика изучается на кружках «Информатика в играх и задачах», «Занимательная информатика», которые включёны в план внеурочной деятельности в 1-4 классах по 1 часу в неделю.

    Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на  развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. 

 

4. Образовательная область «Обществознание и естествознание».

       Данная область представлена учебным предметом  «Окружающий мир». Этот курс является интегрированным, его изучение направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему посёлку, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.  Особое внимание уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях,

т. е. основам безопасности жизнедеятельности. В начальной школе на изучение курса отведено 2 часа в неделю с 1 по 4 классы.

 

 5. Образовательная область «Искусство».

   Образовательная область «Искусство» включает в себя 2 предмета «Изобразительное искусство» и «Музыка», которые изучаются с 1 по 4 классы по 1 часу в неделю.

     Изучение предметов эстетического цикла, включенных в образовательную область искусство, направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

     Программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных образовательных программ по ИЗО для начального общего образования.

    Содержание предмета «Музыка» основано на педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

6. Образовательная область «Технология».   

      Данная образовательная область представлена учебным предметом «Технология», изучающимся во всех классах по 1 часу в неделю. В начальной школе предмет «Технология» выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этого предмета состоит в том, что он строится на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). Основные положения курса «Технология» согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология,  как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

7. Образовательная область «Физическая культура».

    Предметная область «Физическая культура» представлена предметом  «Физическая культура», который  изучается с 1 по 4 классы  по 3 часа в неделю.

     Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура». Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

 

8. Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики».

    Образовательная область «Основы религиозных  культур и светской этики» представлена учебным предметом «Основы религиозных культур и светской этики», который изучается только в 4 классе по модулю, выбранному родителями (законными представителями) обучающихся. В школе обучение по данному предмету ведётся по модулю  «Основы мировых религиозных культур»  в соответствии с личными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. Используется учебно-методический комплект  А.Л. Беглов и др. «Основы мировых религиозных культур».   

      Преподавание предметов по учебно-методическому комплекту «Школа России» в 1-4 классах осуществляется по следующим учебникам:

1.Образовательная область «Русский язык и литературное чтение»:

-  «Азбука»  В.Г. Горецкого;

- «Русский язык» 1, 2, 3,4 класс,  В.П. Канакина;

- «Литературное чтение» 1, 2, 3,4 класс,  Л.Ф. Климанова.

2. Образовательная область «Иностранный язык»:

- «Английский язык», 2 класс, Н.И. Быкова, Д.Дули и др.

- «Английский язык» 3,4 класс, М.З. Биболетова

3. Образовательная область «Математика и информатика»:

 - «Математика» 1, 2, 3,4 класс,  М.И. Моро.

4. Образовательная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»

- «Окружающий мир» 1, 2, 3,4 класс,  А.А. Плешакова.

5. Образовательная область «Искусство»:

- «Изобразительное искусство» 1 кл.  Л.А. Неменская;

- «Изобразительное искусство» 2 кл.  Е.И. Коротеева;

- «Изобразительное искусство» 3 кл.  Н.А. Горяева;

- «Изобразительное искусство» 4 кл. Л.А. Неменская

- «Музыка» 1, 2, 3,4 класс,  Е.Д. Критская.

6. Образовательная область «Технология»:

-«Технология» 1, 2, 3,4 класс, Н.И. Роговцева.

7. Образовательная область «Физическая культура»:

- «Физическая культура» 1-4 класс, В.И. Лях.

 

Основная  школа

 

    Для основной школы установлен 5-летний  нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года – 34 недели. Продолжительность урока – 45 минут.       5 – 9 классы занимаются по 6-дневной учебной неделе.

    Учебный план для 5-7 классов, реализующих ФГОС ООО, соответствует следующим основным целям:      

 - овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной);  

- умение адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

 - формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

 - формирование системы знаний, умений и способов деятельности по базовым предметам не ниже государственных образовательных стандартов, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

 

       В учебном плане 5-7 классов представлены все основные образовательные области, что позволяет заложить фундамент общеобразовательной подготовки обучающихся.

Основными задачами учебного плана для 5-7  классов  являются:

  • обеспечение  выполнения федерального  государственного стандарта образования;
  • обеспечение преемственности между ступенями образования  в процессе реализации новых образовательных стандартов;
  • обеспечение реализации интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни).

      Учебный план, режим работы  школы обеспечивают выполнение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и использование части, формируемой участниками образовательных отношений и внеурочной деятельности в соответствии с интересами и потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей), способствуя реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения обучающихся.

       Учебный план для обучающихся 5-7 классов включает две части: обязательную и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину допустимой недельной образовательной нагрузки, определенной учебным планом и равной 32 часа в 5 классе и 33 часа в 6 классе, 35 часов в 7 классе.

 Обязательная часть  учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации основной образовательной программы основного общего образования, отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного основного образования:

- формирование гражданской идентичности школьников;

- приобщение к общекультурным и национальным ценностям;

- приобщение к информационным технологиям;

- готовность к продолжению образования в старшей школе;

-формирование здорового образа жизни;

- формирование знаний о поведении в экстремальных ситуациях;

-формирование личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

           Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных предметных областей:

·         русский языки литература (русский язык, литература);

·         иностранные языки (иностранный язык);

·         математика и информатика (математика 5,6 кл., алгебра, 7 кл., геометрия, 7 кл., информатика, 7 кл.);

·         общественно-научные предметы (история, обществознание (с 6кл.), география);

·         естественно-научные предметы (биология, физика (с 7 кл.));

·         искусство (музыка, изобразительное искусство);

·         физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура);

·         технология (технология);

·         основы духовно-нравственной культуры народов России (основы духовно-нравственной культуры народов России).

     Обучение в 5-7 классе проводится по традиционным для основной школы учебникам,

входящим в Федеральный перечень учебников, утвержденных Министерством образования и науки РФ в 2014 году и с изменениями, внесенными  в 2015, 2016 годах.

В обязательной части учебного плана предусматривается  изучение русского языка в 5-ом классе по 5 часов в неделю с использованием учебника Ладыженской Т.А. «Русский язык», 5 класс;  в 6-ом  классе по 6 часов в неделю с использованием учебника Баранова М.Т. «Русский язык», 6 класс; в 7 классе по 4 часа в неделю по учебнику М.Т. Баранова «Русский язык», 7 класс.  Предмет «Литература» изучается  в 5 и 6 классах по 3 часов в неделю, а в 7 классе по 2 часа в неделю по учебникам Коровиной В.Я. «Литература», 5, 6,7  классы.

          Предмет «Иностранный язык» изучается в 5-7 классах по 3 часа в неделю с использованием учебно-методического комплекта «Английский в фокусе» авторской группы Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули и др. Обучение ведется по учебникам Ю.Е. Ваулиной и др. «Английский язык», 5, 6,7 классы.

   Образовательная область «Математика и информатика» с 2017-2018 учебного года расширилась и включает в себя 4 предмета:

- математика, 5,6 кл.

- алгебра, 7 кл.

-геометрия, 7 кл.

- информатика, 7 кл.

         Предмет «Математика» изучается  в 5 и 6 классах по  5 часов в неделю. С 2016-2017 учебного года в школе введены новые учебники Г.В. Дорофеева «Математика», 5 класс, в 2017-2018 учебном году по учебникам этого автора будет заниматься и 6 класс. Таким образом, из школьного учебно-методического комплекса исключены учебники Н.Л. Виленкина, которые с 2016 г. были исключены из федерального Перечня учебной литературы. Предмет «Алгебра» изучается по 3 часа в неделю по учебникам Ю.М. Калягина и др. «Алгебра», 7 кл., предмет «Геометрия» изучается по 2 часа в неделю по учебникам Л.С. Атанасяна «Геометрия» 7-9 класс, предмет «Информатика» изучается по

 1 часу в неделю по учебникам Н.Д. Угриновича «Информатика», 7 класс.

         В образовательную область «Общественно – научные предметы» входят учебные предметы: «История» (2 часа в неделю в 5-7 классах), «Обществознание» (1 час в неделю в 6,7 классах), «География» (1 час в неделю в 5 и 6 классе и 2 часа в неделю в 7 классе).  Преподавание истории ведётся  по учебникам Вигасина А.А. «История древнего мира», 5 класс; «Всеобщая история. История средних веков», 6 класс, авторов Е.В. Агибадова, Г.М. Дрнской, «Всеобщая история. История Нового времени», 7 класс, авторов А.Я. Юдовская, П.А. Баранов и др.; «История России», 6,7 классы авторов Н.М. Арсеньтьева, А.А. Данилов и др.  Переход на новые учебники по Истории России связан с тем, что учебники, которые использовались ранее с 2016 г. исключены из федерального Перечня учебной литературы. Обществознание ведется по учебникам Л.Н. Боголюбова «Обществознание», 6,7 классы. География изучается по учебникам под редакцией В.П. Дронова «География. Замлеведение», 5-6 классы, «География. Материки, океаны, народы и страны», 7 класс.

Изучение естественно – научных дисциплин с 7 класс обеспечено  изучением двух предметов: биология и физика. Предмет  «Биология»  изучается в 5 - 7 классах по  1 часу в неделю. Изучение предмета осуществляется по учебникам И.Н. Пономарёвой «Биология», 5, 6, 7 кл. Изучение предмета «Физика» традиционно начинается с 7 класса по 2 часа в неделю. Предмет преподается по традиционным, переработанным под ФГОС, учебникам «Физика», 7 кл. автора А.В. Пёрышкина.

Изучение предмета «Физическая культура» предусмотрено из расчета 3 часа в неделю, используются учебники М.Я. Виленского и др. для 5-7 классов.

Предметная область искусство представлена двумя предметами: музыка и изобразительное искусство. В 5-7 классах эти предметы изучаются по 1 часу в неделю. Преподавание предмета музыка осуществляется по учебникам Г.П. Сергеева и др. «Музыка», 5-7 кл., предмет ИЗО преподается по учебникам  Ломова С.П. «Изобразительное искусство», 5-7 кл. по 1 часу в неделю.

 Образовательная область «Технология» включает предмет «Технология» по 2 часа в неделю в 5-7 классах и изучается по учебнику В.Д. Симоненко «Технология» (универсальная линия), 5,6,7 классы. Так же предмет технология включает раздел сельскохозяйственный труд, на изучение которого отводится 50% времени, в связи с этим  предусмотрена практика на пришкольном учебно-опытном участке в летний период.      

     С 2017-2018 учебного года в обязательную часть учебного плана, по рекомендации Министерства образования Тверской области, включена область основы духовно-нравственной культуры народов России. На изучение данной области отводится 1 час в неделю в 5 класса. Преподавание ведётся по учебнику Н.Ф. Виноградовой  «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 кл.

       На часть, формируемую участниками образовательных отношений, в учебном плане школы отведено 4 часа в 5 и 6 классах, в 7 классе предусмотрено 5 часов. В соответствии с запросом родителей (законных представителей) обучающихся и возможностями школы в эту часть учебного плана включены следующие курсы:

- в 5 классе: «Особенности русской грамматики», «За страницами учебника математики»,  «Естествознание», «Увлекательный английский»;

- в 6 классе: «За страницами учебника математики»,  «Естествознание», «Увлекательный английский», «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- в 7 классе: «Особенности русской грамматики», «За страницами учебника математики»,  «Естествознание», «Увлекательный английский», «Мир физики».

       Основное внимание при разработке учебного плана основной школы для 8, 9 классов, занимающихся по образовательным стандартам первого поколения, уделено полноценности представления всех основных учебных предметов, обеспечению возможностей для самореализации личности, прежде всего за счет факультативных занятий, использования интегрированных подходов.

    Учебный предмет «Русский язык» преподается по учебникам Тростенцовой А.А. (8,9 кл.). На изучение данного учебного предмета в ФБУП отведено 3 часа в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе.  Дополнительных часов на изучение русского языка в основной школе за счет часов  компонента образовательного учреждения в 8 и 9 классах не предусмотрено.

     Литература изучается по учебникам Коровиной В.Я., на изучение данного предмета используются часы ФБУП 2 часа в 8 классе и по 3 часа в неделю в 9 классе.
   Для изучения иностранного языка выделено по 3 часа во всех классах основной школы. Это количество часов должно обеспечить освоение языка на функциональном уровне. Преподавание ведется по учебникам М.З. Биболетовой «Английский язык» в 9 классе.       В 2014-2015  учебном году начат переход на новый учебно-методический комплект «Английский в фокусе» авторской группы Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули и др., в 2017-2018 учебном году обучение  по учебникам Ю.Е. Ваулиной и др. «Английский язык» продолжится в 8 классе.

    Учебный предмет «Математика» представлен традиционными программами и учебниками: 8, 9 кл. «Алгебра» А.Г. Мордкович; 7-9 кл. «Геометрия» Атанасяна Л.С. На преподавание математики из школьного   компонента увеличено количество часов  на курс  математики  в 8 классе на 1 час (всего 6 часов).

     На ступени основного образования ведется преподавание учебного предмета «Информатика  и  ИКТ» 1час в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе, что дает возможность  учащимся освоить систему базовых знаний, овладеть умениями работать с различными видами информации, применять средства ИКТ в повседневной жизни уже на ступени основного образования. Используются учебники Угриновича  Н.Д.  «Информатика и ИКТ».

     Преподавание истории ведется по следующим учебникам:

- 8 кл. Юдовская А.Л. «Новая история», Данилов А.А. «История России»;

- 8,9 кл. Данилов «История России»;

- 9 кл. О.С.Сорока– Цупа «Новейшая история зарубежных стран».

На изучение  истории  во всех классах основной школы выделено по 2 часа в неделю.

     В  9 классе из регионального компонента   введено преподавание учебного предмета «Краеведение» (реализуется курс «Историческое краеведение») 1 час в неделю по учебнику В.М. Воробьёва «История Тверского края».

      Учебный предмет «Обществознание» изучается в 8 и 9 классах, используется программа и учебники Л.Н. Боголюбова. Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает следующие модули: «Общество», «Человек», Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право».

     В соответствии с основными целями и направлениями модернизации российского образования  в преподавании географии реализуется новая концепция содержания географического образования, предусматривающая переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу. География  в 8, 9 классах ведется по традиционным курсам и учебникам из расчета 2часа в неделю в каждом классе, используемые учебники:

- «География России» , 8 класс, автор В.П. Дронов;

- «География России» , 9 класс, автор В.П. Дронов.

    Преподавание учебного предмета биология ведется  по учебнику «Человек», 8 кл., авторы - А.Г. Драгомилова, Р.Ш. Маш.; 9 кл.- «Общая биология» И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова. Данные   программы и учебники по биологии соответствуют  обязательному минимуму  содержания образования. В них большое внимание уделяется вопросам экологии, что соответствует современному отношению к окружающей среде.

       Курс химии преподается в основной школе по учебникам Габриеляна О.О., физики – Перышкина А.В. по  2часа в неделю в каждом классе по каждому учебному предмету.

     Преподавание учебного предмета «Физическая культура» осуществляется по программе и учебным пособиям Ляха В.И. 8,9 классы, используются часы федерального компонента (3 часа в неделю).

     Учебный предмет ОБЖ на ступени основного образования изучается  в 8 классе  в объёме 35 часов по учебникам Смирнова А .Т. 

   Учебный предмет федерального БУП «Искусство (Музыка и ИЗО)»    представлен двумя традиционными курсами «Музыка» и «ИЗО». Особенностью преподавания данных предметов является то, что в  8 классе  на изучение данной области выделено 68 часов (34 часа - федеральный компонент, 34часа-региональный компонент); региональный компонент предназначен для организации изучения обучающимися материала краеведческой направленности, согласно с этим ведется преподавание двух интегрированных предметных курсов: интегрированный курс музыки с краеведческим модулем и интегрированный курс изобразительного искусства с краеведческим модулем.  Преподавание  предметов становится непрерывным и завершенным на этапе основной школы, учебные предметы «Музыка» и «ИЗО» включены в учебный план 9 класса (0,5ч. в неделю по каждому учебному предмету).

   Учебный предмет «Технология» включает в себя  модуль  сельскохозяйственный труд в 8 классе.  В 8 классе 2 часа в неделю составлены следующим образом: 1 час - федеральный компонент и 1 час из регионального компонента. Час, выделяемый региональным компонентом, имеет краеведческую  направленность.  В связи с наличием в курсе «Технология» сельскохозяйственного модуля для обучающихся школы предусмотрена  практика на пришкольном учебно-опытном участке в летний период.                  

      В связи с необходимостью подготовки выпускников основной школы к государственной (итоговой) аттестации, для самоопределения обучающихся с выбором будущей профессии, в соответствии с запросом обучающихся и их родителей  (законных представителей) в 9 классе  из часов регионального  компонента введены часы на изучение следующих элективных курсов (часы для предпрофильной подготовки):

- «Формирование языковых компетентностей. Подготовка к ОГЭ»- русский язык (34часа);

- «Решение математических задач повышенной сложности» - математика (34 часа);

- «Человек и общество» (34 часа);

- «Общая биология» (34 часа);

- «Основы профессионального самоопределения»  (34 часа).

 

Средняя школа  

          Для средней школы установлен 2-летний  нормативный срок освоения государственных образовательных программ среднего общего образования. Продолжительность учебного года – 34 недели. Продолжительность урока – 45 минут.

       11 класс занимается по 6-дневной учебной неделе.

       Старшее звено школы – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование  социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

        Школа должна обеспечить качественную подготовку учеников  по разным предметам с тем,  чтобы подготовить обучающихся к сдаче единых государственных экзаменов, создать условия для освоения выпускниками различных  профессиональных программ.

         Все дисциплины, вошедшие в школьный учебный план, изучаются       на общеобразовательном, или универсальном уровне. Количество часов, выделенных на изучение каждого учебного предмета (кроме русского языка и математики) в точности соответствует федеральному  БУП 2004г. и рекомендациям  регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Тверской области.

          Русский язык преподается по учебнику авторов А.И. Власенков, Л.Н. Рыбченкова для 11 класса.  На преподавание русского языка в старшей школе выделено 2 часа (1час федеральный компонент + 1 час компонент образовательного учреждения),  введение дополнительного часа обусловлено запросом обучающихся и имеет целью  подготовку обучающихся к сдаче обязательного ЕГЭ по русскому языку.  Литература в 11 классе преподается по учебнику, созданному авторским коллективом В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А. И. Павловский под редакцией В.П. Журавлева. На литературу отведено 3ч. в  неделю, что совпадает с федеральным БУП.

       Иностранный язык с 2016-2017 учебного года изучается по УМК «Английский в фокусе», в 11 классе используется учебник «Английский язык»  авторов: О.В. Афанасьева, Д.Дули и др.  На изучение иностранного языка отведено в учебном плане 3 часа в неделю.

        Математика представлена разделами: алгебра и начала анализа, геометрия. Математика реализуется через курс В по учебникам «Алгебра и начала математического анализа» А.Г. Мордковича (11 кл.).,  Атанасяна Л.С. «Геометрия»,11 кл. На реализацию этого курса выделено 5 учебных часов в неделю (4 часа из федерального БУП и 1 час из школьного компонента). Усиление данного курса соответствует пожеланиям обучающихся и их родителей (законных представителей) подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике.

       Преподавание информатики ведется по учебнику Н.Д.Угриновича «Информатика и информационные технологии» (1 час в неделю).

        Предмет «История» в средней школе  является интегрированным и преподается по учебникам Волобуева О.В. «История» 11кл. На преподавание данного курса отводится 2 часа в неделю.

      «Обществознание» включает в себя модули «Экономика», «Право», преподается по учебнику Л.Н. Боголюбова (2 часа в неделю).

       Преподавание биологии ведется  по учебнику Пономаревой И.Н. и др.

«Биология» (1 час в неделю), физики – Л.Э.Генденштейн «Физика» (2 часа в неделю), географии – В.П. Максаковский « География» (1 час в неделю).

   На изучение химии выделен  1 час  в неделю, предмет изучается по учебникам Габриеляна О.С. «Химия», 11 кл.

  В 11 классе  ведется преподавание учебных  курсов: «Мировая художественная культура» (учебник Г.И. Даниловой  «Мировая художественная  культура», 1 час в неделю), «Основы безопасности жизнедеятельности» (учебник  Смирнова А.Т.  «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 час в неделю).

    Для увеличения двигательной активности обучающихся на преподавание предмета «Физическая культура» выделено, согласно ФБУП  3 часа в неделю. Курс преподается по программе и учебникам В.И. Ляха. Курс предусматривает как изучение теории, так и проведение практический занятий, изучение теории осуществляется без сокращения двигательной нагрузки.

       С целью создания условий для дифференциации и индивидуализации содержания образования в средней школе обучающимся 11 класса были предложены на выбор элективные курсы разной направленности:

- углублённое изучение отдельных предметов;

- углублённое изучение определённых тем различных предметов;

- межпредметные курсы;

-общеразвивающие курсы.

Программы предложенных курсов  рассчитаны на 36 или  70 часов.

     Старшеклассники в соответствии с их запросами, связанными с дальнейшим профессиональным выбором и сдачей ЕГЭ  выбрали следующие   элективные курсы:

 

Направленность курса

Название курса

Кол-во часов

Класс

Углублённое изучение отдельных предметов

1.Решение математических задач повышенной сложности;

 

2.Методы решения физических задач;

3.Общая биология.

34

 

 

34

34

 

11

 

 

11

11

Углублённое изучение определённых  тем различных предметов

1. Написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Подготовка к ЕГЭ;

2. Современная русская литература.

3. Практическая грамматика английского языка.

34

 

 

34

34

11

 

 

11

11

Межпредметные

1. Человек в сфере общественных отношений.

34

 

11

 

Общеразвивающие

1.Информатика в современном мире.

 

34

 

11

 

       

Индивидуальный учебный план (ИУП)

ученика с лёгкой степенью умственной отсталости, 4 класс

 

         С 2013-2014  учебного года в школе обучается ребёнок, который в 2014-2015 учебном году по решению ПМПК Конаковского района, переведен с индивидуального обучения по общеобразовательным программам на индивидуальное обучение по специальным адаптированным (коррекционным) программам VIII вида со звёздочкой для детей с глубокой умственной отсталостью.

    В 2017 году при прохождении областной психолого-медико-педагогической комиссии «Тверской областной Центр ППМС-помощи» (заключение от 19.06.2017 г., № 1329) ребёнок был переведён на АООП НОО 6.3 по ФГОС, что соответствует программе 8.1 (ребёнок  обучался в 4 классе и не попадает под обучение по ФГОС). Программа 8.1 предусматривает более высокое интеллектуальное развитие ребёнка (с лёгкой степенью умственной отсталости), чем программа 8* (с глубокой степенью умственной отсталости), по которой ребёнок обучался в предыдущие годы. В связи с вышеизложенным, в целях ликвидации пробелов в знаниях, образовавшихся из-за разницы в программах, принято решение об увеличении срока обучения данного ученика в начальной школе. В 2016-2017 учебном году обучение будет осуществляться по адаптированной образовательной программе для детей с лёгкой степенью умственной отсталости, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, на дому по курсу начальной школы, 4 класс. Для реализации новой адаптированной образовательной программы для занятий на дому выделено 10 учебных часов.

       В целях реализации 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обеспечения единства образовательного пространства на территории России и области, в основу учебного плана для обучающегося с ОВЗ положены: Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. № 288, с изменениями 10.03.2009 г.); санитарно-эпидемиологических правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10, от 29.12.10 №189) под редакцией А.Р. Маллера, В.Г. Цикото.   

Индивидуальный учебный план для обучающегося 4 класса содержит три области: общеобразовательную, трудовую подготовку, коррекционную. Индивидуальный учебный план рассчитан на 23 учебных часа в неделю: 10 учебных часов в неделю – урочная нагрузка, 13 часов – самостоятельная работа.  Обучение ведется по 5-дневной учебной неделе, поэтому индивидуальный учебный план содержит только обязательную учебную нагрузку.

Содержание учебных дисциплин  имеют:

- чётко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;

- учебный материал  связан с реальной жизнью ребёнка, что повышает  мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;

- используются специальные методические приёмы обучения и специальные методические пособия.

 

Чтение и развитие речи (4 часа в неделю: 2+2)

    Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Понимание прочитанного. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям (с помощью взрослого). Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

   Развитие устной речи. Полный и выборочный пересказ (с помощью взрослого), рассказ по аналогии с прочитанным.

    Заучивание наизусть стихотворений, басен.

    Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

 

Письмо и развитие речи (5 часов в неделю: 2,5+2,5)

   Выпускник начального общего образования должен  уметь практически  строить простое предложение. Составлять предложения с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивать предложения; восстанавливать  нарушенный порядок слов в предложении.

    Звуки и буквы. Алфавит. Слово.

    Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

    Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.     Большая буква в именах собственных.

    Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

    Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

    Предложение.

    Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

    Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

     Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

    Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

   Связная письменная речь.

   Составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок под руководством учителя.

    Составлять и записывать рассказ по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

    Писать изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.

    Восстанавливать несложный деформированный текст по вопросам.

    Описывать несложные знакомые предметы и картины по коллективно составленному плану в виде вопросов.

    Составлять и писать под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

    Письмо и чистописание.

    Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием (по физическим возможностям ребенка).

    Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.

     Выборочное списывание по указанию учителя.

     Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания (с учетом физических возможностей обучающихся).

     Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке. (с учетом физических возможностей обучающихся).

Устная речь

     Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).

     Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.

     Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.

     Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.

  Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).

Учащиеся должны знать:

алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

 

Математика (6 часа в неделю:2+4)

  Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).

Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.

Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг (с использованием памятки).

Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм. (с использованием памятки)

Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин =  60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.

Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. (по физическим возможностям обучающегося). Построение ломаной по данной длине ее отрезков.(по физическим возможностям обучающегося).

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.

Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

-различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

-таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

-названия компонентов умножения, деления;

-меры длины, массы и их соотношения;

-меры времени и их соотношения;

-различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

-названия элементов четырехугольников.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

-практически пользоваться переместительным свойством умножения;

-определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

-решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

-самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

-различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

-вычислять длину ломаной;

-узнавать, называть, чертить (по возможности), моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения.

Примечания.

1.Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6—9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе как для нахождения произведения, так и частного.

2.Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.

3.Определение времени по часам хотя бы одним способом.

4.Решение составных задач с помощью учителя.

 

Физическая культура (2 часа в неделю: 0,5 + 1,5)

            Физическая культура решает воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи: укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка, умение участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности, в доступных спортивных занятиях. Для детей с умственной отсталостью содержание образования по физической культуре носит ярко выраженный индивидуальный характер, с учетом сопутствующих соматических и психоневрологических осложнений основного дефекта развития.

 

Музыка и пение (1 час в неделю:0,5+0,5)

            В основу программы положена система музы­кальных занятий, направленных нa коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и  познавательной деятельности  детей с  умственной отсталостью.

            Программа по пению и ритмике включает следующие раз­делы: «Пение», «Слушание музыки», «Музыкально-ритмичес­кие упражнения».

            В содержание каждого урока входит слушание музыки, которое способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Обучающийся слушает и эмоцио­нально реагирует на музыку различного характера, с по­мощью учители объясняют услышанное.

            На уроках развивается и познавательный интерес детей. Умело подобранные, упражнения воспи­тывают у них правильное отношение к окружающему миру, расширяют представления о различных явлениях природы.

 

Изобразительное искусство (1 час в неделю: 0,5+0,5)

            Рисование — один из предметом программы обучения детей с умственной отсталостью, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной  деятельности.

            Занятия по рисованию способствуют развитию у обучающегося правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование  целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у ученика  развиваются аккуратность, настойчивость, само­стоятельность в работе.

 

Трудовая подготовка  - трудовое обучение (3 часа в неделю: 1+2)

      Цель этих занятий -  используя различные многообраз­ные виды деятельности    (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) коррегировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи   и связи с практической деятельностью.

            Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многооб­разием различных дефектов, присущих детям с умственной отсталостью.

Привитие навыков самообслуживания.

            Работа по хозяйственно-бытовому труду, как простой и до­ступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей с умственной отсталостью, готовит их к самостоятельности в быту. Следует отметить, что эти занятия являются также средством активного познания окружающей действительности.

            В задачу занятий по самообслу­живанию входит сообщение обучающимся  необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.

 

Коррекционная подготовка  - социально-бытовая ориентировка (СБО)

(0,5 часа в неделю: 0,5+0)

Социально-бытовая ориентировка как предмет включает в себя следующие направления работы:

формирование способности заботиться о себе

развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно

развитие умения понимать время и пользоваться расписанием

развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них

развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни. 

Обязательным условием эффективной работы является практическое применение полученых умений.

 

            ИУП согласован с родителями (законными представителями) обучающегося.

Реализация программ индивидуального учебного плана фиксируется в журнале индивидуального обучения.

 

Формы промежуточной аттестации учащихся

Промежуточная аттестация обучающихся - это определение степени освоения ими учебного материала по пройденным учебным предметам в рамках освоения основных образовательных программ общего образования (по уровням) за определенный период четверть, полугодие, год. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с  "Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной  аттестации обучающихся",  утверждённым приказом директора школы от 29.08.2014г.  № 69.  Промежуточную аттестацию в Учреждении в обязательном порядке проходят:

Ø  обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования обучения;

Ø  обучающиеся, осваивающие образовательные программы  по индивидуальным учебным планам.

Промежуточная аттестация проводится в учебное время, в сроки, установленные локальным актом школы и утверждённые на педагогическом совете, аттестация проводится после издания приказа по школе. Формы промежуточной аттестации выбирает учитель-предметник.

 

 

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в следующих формах:

 

Класс

Предмет

Формы промежуточной аттестации

1-4

Русский язык

- итоговая  контрольная  работа

-тестирование

1-4

Литературное чтение

- проверка техники чтения

- итоговая контрольная работа

- творческая работа

- тестирование

1-4

Математика

- итоговая контрольная  работа

- тестирование

 

1-4

Окружающий мир

- итоговая контрольная работа

- тестирование

1-4

Физическая культура

-  сдача нормативов

1-4

ИЗО

- творческая работа

1-4

Музыка

- творческая работа

1-4

Технология

- проектная работа

- творческая работа

5-9

Русский язык

- итоговая контрольная работа

- тестирование

5-9

Литература

- итоговая контрольная работа

- творческая работа

- тестирование

5-9

Иностранный яз.

- итоговая контрольная работа

- проектная работа

5-9

Математика

- итоговая контрольная работа

- защита рефератов

- тестирование

8,9

Информатика и ИКТ

- итоговая контрольная работа

- проектная работа

5-9

История

- итоговая контрольная работа

- творческая работа

- тестирование

6-9

Обществознание

- итоговая контрольная работа

- творческая работа

- проектная работа

- тестирование

5-9

География

- итоговая контрольная работа

- тестирование

- защита рефератов

7-9

Физика

- итоговая контрольная работа

- защита рефератов

- тестирование

8,9

Химия

- итоговая контрольная работа

- защита рефератов

- тестирование

5-9

Биология

- итоговая контрольная работа

- защита рефератов

- тестирование

5-9

Технология

- итоговая контрольная работа

- проектная работа

5-9

Физическая культура

- сдача нормативов

8

ОБЖ

- тестирование

- защита рефератов

5-9

Музыка

- защита реферата

- творческая работа

5-9

ИЗО

- защита реферата

- творческая работа

11

Русский язык

- итоговая контрольная работа

- тестирование

11

Литература

- итоговая контрольная работа

- тестирование

11

Английский язык

- итоговая контрольная работа

- проектная работа

- тестирование

11

Математика

- итоговая контрольная работа

- защита рефератов

- тестирование

11

Информатика и ИКТ

- итоговая контрольная работа

- тестирование

11

История

- итоговая контрольная работа

- проектная работа

- тестирование

11

 

Обществознание

- итоговая контрольная работа

- тестирование

11

География

- итоговая контрольная работа

- тестирование

- защита рефератов

11

Физика

- итоговая контрольная работа

- тестирование

- защита рефератов

11

Химия

- итоговая контрольная работа

- тестирование

- защита рефератов

11

Биология

- итоговая контрольная работа

- тестирование

- защита рефератов

11

Технология

- тестирование

- защита проекта

11

Физическая культура

- сдача нормативов

- защита рефератов

11

ОБЖ

- тестирование

- защита рефератов

11

Искусство (МХК)

- проектная работа

- тестирование

   

     Освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Государственная аттестация выпускников 9-х и 11-х классов школы осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

 

 

- приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 г. №1394 " "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования";

- приказ  от 26.12.2013 №1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».