Аннотация к рабочим программам

по Истории

2017-2018 уч.год

 

Аннотация к рабочим программам по Истории
Аннот. к рабочим программам по истории.p
Adobe Acrobat документ 447.4 KB

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Радченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ

 ПО ИСТОРИИ
МБОУ СОШ пос. РАДЧЕНКО

2017-2018 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос.Радченко

2017 г.

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

5 КЛАСС

   Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с положениями ФГОС основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение, 2014). Данная программа ориентирована на использование учебника А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой под редакцией А.А. Искандерова ( М.: Просвещение, 2015. (ФГОС. Инновационная школа).

   На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

                                        Цели и задачи обучения:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • Раскрыть вклад народов древности в историю человечества;
  • Формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
  • Развивать у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
  • Развивать умение работать с книгой и с картографическим материалом;
  • Формировать навыки пересказа материала учебника;
  • Формировать умение пользоваться историческими терминами и понятиями;
  • Развивать личностные качества школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Содержание курса:

-  История и ее секреты. (1 ч.)

- Жизнь первобытных людей. (7 ч.)

- Первобытные собиратели и охотники. (3 ч.)

- Первобытные земледельцы и скотоводы. (3 ч.)

- Счет лет в истории. (1 ч.)

-  Древний Египет. (8 ч.)

-  Западная Азия в древности. (7 ч.)

-  Индия и Китай в древности. (5 ч.)

-  Древнейшая Греция. (5 ч.)

-  Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.)

-  Возвышение Афин в 5 в. до н.э и расцвет демократии. (5 ч.)

-  Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 ч.)

-  Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3 ч.)

-  Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. (3 ч.)

-  Гражданские войны в Риме. (4 ч.)

-  Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч.)

-  Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. (3 .)

-  Заключение по курсу. (1 ч.)

 

6 КЛАСС

История Средних веков.

Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, авторской программы И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской «Всеобщая история. 5–9 класс». М.: Просвещение, 2014. Данная программа ориентирована на использование учебника «Всеобщая история. История Средних веков»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. М.: Просвещение, 2016.

На изучение истории в 6 классе предусматривается 68 учебных часов – из расчета 2 ч в неделю. Из них 28 ч отводится на изучение истории Средних веков и 40 ч – на изучение истории России. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.

Цели и задачи изучения курса «История Средних веков»: формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

         овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья;

         овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V—XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах;

         воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

         развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;

         формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

                                    Содержание курса:

-  Живое Средневековье. (1 ч.)

- Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 ч.)

- Византийская империя и славяне в VI—XI вв. (2 ч.)

-  Арабы в VI—XI вв.(2 ч.)

-  Феодалы и крестьяне. (2 ч.)

-  Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 ч.)

- Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы.(2 ч.)

- Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.) (5 ч.)

- Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. (2 ч.)

- Культура Западной Европы в XI—XV вв. (4 ч.)

- Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (1 ч.)

- Обобщение и повторение по курсу. (1 ч.)

 

История России.

Рабочая программа по истории России дл 6 класса составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по истории для 5–9 классов, рабочих программ по истории для 6–9 классов к системе учебников под редакцией А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е. Барыкина (М.: Просвещение, 2016), базисного учебного плана. Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа ориентирована на использование учебника Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова «История России. 6 класс» под ред. академика РАН А.В. Торкунова (М.: Просвещение, 2016).

На изучение Всеобщей истории и истории России в 6 классе отведено 2 ч в неделю (всего 68 ч). Данная программа рассчитана на 40 ч (28 ч использовано на изучение истории Средних веков), что является оптимальным для изучения дисциплины.

              Цели и задачи курса «История России»:

         Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;

         Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;

         Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);

         Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия);

         Формировать целостное представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом;

         Содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

 Содержание курса:

- Введение.(1 ч.)

- Народы и государства на территории нашей страны в древности. (5 ч.)

-  Русь в IX – первой половине XII в. (11 ч.)

-  Русь в середине XII — начале XIII в. (5 ч.)

-  Русские земли в середине XIII — XIV в. (9 ч.)

- Формирование единого Русского государства. (6 ч.)

     -  Заключение по курсу. (1 .)

     - Резерв. (2 ч.)

 

7 КЛАСС

История Нового времени 1500 – 1800 гг.

Рабочая программа по истории Нового времени для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, авторской программы И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской «Всеобщая история. 5–9 класс». М.: Просвещение, 2014. Данная программа ориентирована на использование учебника «Всеобщая история. История Нового времени. 1500 - 1800»: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина М.: Просвещение, 2016.

На изучение истории в 7 классе предусматривается 68 учебных часов – из расчета 2 ч в неделю. Из них 28 ч отводится на изучение истории Нового времени и 40 ч – на изучение истории России. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.

 Цели и задачи изучения курса «История Нового времени 1500 - 1800»:

         показать период ранней Новой истории, её непохожесть на современный мир;

         сформировать у учащихся целостное представление о ранней новой истории как закономерном и необходимом периоде всемирной и отечественной истории;

          осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы, мира и России, показать их общие черты и различия;

         охарактеризовать наиболее яркие личности ранней Новой истории, их роль в истории и культуре;

         показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам);

         развитие гуманитарной культуры, приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

          помочь ученикам с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям;

         формировать у учащихся терпимость, гуманизм, широту мировоззрения.

Содержание курса:

- Вводение – 1 час.

-  Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.                        Возрождение. Реформация. – 12 ч

- Первые революции Нового времени. Международные отношения

                            (борьба за первенство в Европе и в колониях) - 4 ч.

-  Эпоха Просвещения. Время преобразований.  - 9 ч.

-  Традиционные общества Востока Начало европейской колонизации. . -1 ч. 

- Заключение по курсу – 1 час.

История России

Рабочая программа по истории России для 7 класса составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по истории для 5–9 классов, рабочих программ по истории для 6–9 классов к системе учебников под редакцией А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е. Барыкина (М.: Просвещение, 2016), базисного учебного плана. Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа ориентирована на использование учебника Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова «История России. 7 класс» под ред. академика РАН А.В. Торкунова (М.: Просвещение, 2017).

На изучение Всеобщей истории и истории России в 7 классе отведено 2 ч в неделю (всего 68 ч). Данная программа рассчитана на 40 ч (28 ч использовано на изучение истории Нового времени), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Цели и задачи курса «История России»:

·         формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю;

·         формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России;

·         формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

·         овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

·         воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому госу­дарству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ских ценностей современного общества;

·         развитие у учащихся способности анализировать содер­жащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

·         формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.

 

Содержание курса:

- Введение. - 1 ч.

- Россия в XVI в. – 20 ч.

- Смутное время. Россия при первых Романовых. – 16 ч.

- Заключение по курсу. (1 .)

- Резерв. (2 ч.)

8 КЛАСС

Новая история (II часть)

       Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории,  Примерной программы по истории основного общего образования и программы по Новой истории под редакцией  А. Я. Юдовской,  Л. М. Ванюшкина . Программа рассчитана на 26 учебных часов.

 Содержание курса Новой истории /I часть/ для 8 класса продолжает изучение начатого в 8 классе.

          Основные цели изучения курса :

o   ознакомление учащихся с основными историческими событиями зарубежной истории  XIX  века;

o   выработка у школьников представлений о сложности восприятия и объяснения событий периода, их влияния на мировую историю;

o   развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого пользуясь приемами исторического анализа, применять исторические знания при сравнении событий различных эпох;

o   формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников, воспитание идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами;

o   приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре; выработке собственного отношения к традициям, существующим в других странах.

              Основная функция курса: формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий; умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

          В программе предусмотрены вводные и повторительно – обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, лучшей организации познавательной деятельности школьников.

Содержание учебного курса:

 

- Введение

1 ч.

- Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху

8ч.

- Строительство новой Европы

7ч.

- Европа: время реформ и колониальных захватов

5ч.

- Две Америки

2ч.

- Традиционное общество перед выбором

1ч.

- Международные отношения в последней трети XIX в.

1ч.

- Итоговое повторение.

1ч.

История России XIX века

                     Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории, Примерной программы по истории основного общего образования и программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. Программа  рассчитана на 42 часа учебного времени.

                 Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

                 Программа предоставляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, наций и народностей, государственных образований, развивающихся ныне в Российской Федерации.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

  В цели курса входят:

  • освоение школьниками ключевых исторических понятий;
  • раскрытие особенностей социальной жизни, структуры российского общества в 19 веке;  раскрытие специфики государственной власти;
  • изучение деятельности выдающихся персонажей отечественной  истории;  раскрытие значения политического и культурного наследия предыдущих поколений.

 Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом исторических знаний, общеучебных умений и навыков.  

Содержание учебного курса:

- Введение.

1 ч.

- Россия в первой половине  XIX века.

19 ч.

- Россия во второй половине  XIX века.

21 ч.

- Заключение.

1 ч.

 

9 КЛАС

         Рабочая программа по истории  для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории,  Примерной    программы  основного общего образования по истории и программы под редакцией А.Данилова и Л. Косулиной. М., Просвещение, 2006 г.  Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год. Основные содержательные линии примерной программы в VIX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

                   Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: История России – 44 часа; Новейшая история – 24 часа.

                   Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей и задач:

·         Формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности;

·         воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся;

·         освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе;

·         овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

                  При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на

широкий спектр форм и способов раскрытие содержания урока:

·         школьная лекция;

·         семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из других источников;

·         уроки – практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного содержания параграфа;

·         работа с иллюстративным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

·         объяснение учителя и беседа с учащимися;

·         самостоятельная работа школьников с учебником, в т.ч. групповые занятия;

·         заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др.

Содержание учебного курса:

 

- Введение.

1ч.

- Россия и мир на рубеже XIXXX веков.

11ч.

- Великая российская революция.

5 ч.

- СССР и мир в 1920 – 1930 гг.

13ч.

- Вторая мировая война. Великая Отечественная война

7ч.

 - СССР в 1945 – 1964гг. Мир в первое послевоенное десятилетие.

7ч.

- СССР в 1965 – 1991 гг.

8ч.

- Мир во второй половине XX века.

6ч.

- Россия и мир в конце XX – начале XXI в.

9ч.

- Заключение по курсу.

1ч.

 

 

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

11 КЛАСС

      Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по истории среднего общего образования и  программы  «Россия и мир с древнейших времен до конца 20-говека»  О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономаревой и  рассчитана на 2 часа в неделю,  68 часов в год.

 Данный курс истории отражает основные этапы, процессы, события истории нашего Отечества и зарубежных стран XX века. В центре курса находится история  России, что и определяет его структуру. Знание прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину РФ, поэтому материал по отечественной истории занимает столь большое место в учебнике.

Методической основой программы курса является цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности  исторического процесса.

Основными задачами данного курса являются:

  • систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного  курса исторических знаний учащихся;
  • обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельноосмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации,  цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического  развития в разные эпохи;
  •  представление мирового исторического процесса в его  единстве многообразии;
  •  формирование у учащихся исторического мышления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
  • осознание  учащимися места России в истории человечества и в современном  мировом сообществе,  ее цивилизационных характеристик,  вклада России в мировую культуру;
  • воспитание у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам;
  • формирование у учащихся гражданских  идеалов и патриотических
  • чувств, активной позиции, неприятия нарушения прав человека,                   нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;,
  • воспитание у учащихся в  духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.

Содержание учебного курса:

- Введение.

1 ч.

- Россия и мир в начале XX века.

8 ч.

- Мировая война и революционные потрясения.

10 ч.

- Мир в межвоенный период.

4 ч.

- Социалистический эксперимент в СССР.

6 ч.

- Вторая мировая война.

8 ч.

- Биполярныймир и «холодная война.

4 ч.

- СССР и социалистические страны Европы.

5 ч.

- Запад и «третий мир» во второй половине XX века.

5 ч.

- Россия в современном мире.

9 ч.

- Духовная жизнь.

6 ч.

 - Итоговое повторение

2 ч.

 

 

 

    Во всех программах курса указаны предметные, метапредметные и общеучебные результаты, разработаны требования к уровню подготовки  обучающихся по завершению курса определённой ступени.