Аннотация к рабочим программам

по Литературе

2017-2018 уч.год

 

Аннотация к рабочим программам по Литературе
Аннот. к рабочим программам по литерату
Adobe Acrobat документ 821.3 KB

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Радченко

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ
МБОУ СОШ пос. РАДЧЕНКО

2017-2018 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

пос. Радченко

2017 г.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

1 КЛАСС

             Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·        овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

·        развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

·        обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многона­циональной России и других стран.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

        1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Место предмета в учебном плане

          На изучение литературного чтения в 1 классе отведено 132 ч (4 ч в неделю): из них -  85 ч отводится урокам обучения грамоте и 47 ч  - урокам литературного чтения.

Содержание учебного курса:

- Обучение грамоте (85 часов)

- Букварный период (57 ч)

- Послебукварный период (13 ч)

- Литературное чтение (47 часов)

 

 

2 КЛАСС

             Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Содержание рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи обучения литературному чтению:

Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведении я, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся.

Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся, и особенно ассоциативное мышление.

Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.

Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

Формировать эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.

Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.

Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

Обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Работать с различными типами текстов.

Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА:

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 136ч. в год, 4ч в неделю (34 учебные недели).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

- Вводный урок по курсу литературного чтения (2 ч)

- Самое великое чудо на свете (3 ч)

- Устное народное творчество (15 ч)

- Люблю природу русскую. Осень (8ч)

- Русские писатели (14 ч)

- О братьях наших меньших (12 ч)

- Из детских журналов (9 ч)  

- Люблю природу русскую. Зима (9 ч)   

- Писатели детям (17 ч)

- Я и мои друзья (10 ч)

- Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

- И в шутку и всерьёз (14 ч)

- Литература зарубежных стран (13 ч)

 

3 КЛАСС

         Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Содержание рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цели и задачи предмета:

 Изучение литературного чтения    направлено на:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического           отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений           вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное  произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Место предмета в учебном плане.

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 136ч. (4ч в неделю).

 

Содержание учебного предмета:

- ВВЕДЕНИЕ  (1 ч)

- «САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ»  (4 ч)

- «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (14 ч)

- «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1»  (11 ч)

-  «ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ» (24 ч)

- «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2»  (6ч)

- «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» (8ч)

-  «БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ» (10 ч)

-  «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1»   (6 ч)

-  «ЛЮБИ ЖИВОЕ»  (16 ч)

-  «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» (8 ч)

-  «СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК» (12 ч)

- «ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ» (8 ч)

-  «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (8 ч)

 

4 КЛАСС

          Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Содержание рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цели и задачи предмета:

Цели:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и

зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи:

      — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
      — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
      — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
      — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
      — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
      — обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
      — формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
      — обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
      — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
      — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
      — работать с различными типами текстов;
      — создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Место предмета в учебном плане.

Курс «Литературное чтение» в 4 классе рассчитан на 102ч. (3ч в неделю).

 

Содержание учебного курса:

- Летописи. Былины. Жития (9ч)

- Поэтическая тетрадь №1 (7ч)

- Литературные сказки (12 ч)

- Делу время – потехе час (7 ч )

- Страна детства  (7 ч )

- Поэтическая тетрадь №2  (4 ч)

- Природа и мы  (11 ч)

- Поэтическая тетрадь №3 (5 ч )

- Родина (5ч)

- Страна Фантазия ( 6 ч)

- Зарубежная литература  (12 ч)

 

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

ЛИТЕРАТУРА

5 КЛАСС

Рабочая программа по литературе для 5  класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, и авторской программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся ,необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих

оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,

включая Интернет, и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом

самосовершенствовании.

Место предмета в учебном плане школы

На  изучение литературы в 5 классе  отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Содержание учебного курса.

1.

Введение

1ч.

2.

Устное народное творчество

12ч.

3.

Древнерусская литература

2ч.

4.

Русская  литература 18 века

1ч.

5.

Русская литература 19 века

43ч.

6.

Русская литература 20 века

35ч.

7.

Зарубежная литература

4ч.

8

Стихотворения-шутки

1ч.

9.

Заключительные уроки, резерв

3ч.

 

 

6 КЛАСС

Рабочая программа по литературе для 6  класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, и авторской программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. В рабочей программе  учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся ,необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих

оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,

включая Интернет, и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом

самосовершенствовании.

Место предмета в учебном плане школы

На  изучение литературы в 6 классе  отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Содержание учебного курса:

 

- Введение (1час)

- Устное народное творчество (5 часов)

- Древнерусская литература (1час)

- Литература 18 века (1 час)

-  Литература 19 века (43 часа)

- Русская литература 20 века (28 часов)

- Литература народов России (2 часа)

- Зарубежная литература (17 часов)

- Заключительные уроки(2 часа)

- Резервные уроки (2 часа)

 

7 КЛАССА

Рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, и авторской программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся ,необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих

оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,

включая Интернет, и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом

самосовершенствовании.

Место предмета в учебном плане:

На  изучение литературы в 7 классе  отводится 2 часа в неделю, 68  часов в год.

Содержание учебного курса:

- Введение ( 1 час)

- Устное народное творчество ( 6 часов )

- Из древнерусской литературы (2 часа)

- Из русской литературы 18 века ( 2 часа)

- Из русской литературы 19 века ( 26 часов)

- Из русской литературы XX века (23ч.)

- Из литературы народов России (1ч.)

- Из зарубежной литературы (4ч.)

- Заключение. Резервные уроки (3 ч.)

 

8 КЛАСС

     Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и  программы  по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание 2009 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю,  68 часов  в год

Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Содержание курса  литературы на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.

Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Цели и задачи изучения литературы:

·        приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;

·        расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;

·        обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения;

·        активизация художественно-эстетических потребностей детей,  развитие  у них потребностей в чтении книг.

В решении основных задач особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявления литературных и общекультурных ассоциаций.

В курсе литературы 8 класса  ведущей проблемой является взаимосвязь литературы и истории.            На уроках  литературы в 8 классе важно уделять внимание активному чтению вслух  и углублению толкования художественных произведений. Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

·        составление планов;

·        краткие и подробные пересказы текста;

·        изложение с элементами сочинения;

·        устные и письменные сочинения-характеристики героев;

·        анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

·        развитие художественной фантазии у детей;

·        прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

·        придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительное чтение. Именно поэтому необходима продуманная система формирования навыков выразительного чтения.

Содержание учебного курса:

- Введение.

1ч.

- Устное народное творчество

2ч.

- Древнерусская литература

3ч.

- Русская литература XVIII века

3ч.

- Русская литература XIX века

31ч.

- Русская литература XX века

22ч.

- Зарубежная литература

5ч.

- Итоговые уроки

1ч.

 

 

9 КЛАСС

     Рабочая   программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе для л и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих

целей и задач:

§  воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

§  развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

§  освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

§  овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Работа над произведениями  зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

 

Содержание учебного курса:

 

- Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1ч.

- Из древнерусской литературы.

3ч.

- Из литературы XVIII века.

6ч.

- Из литературы XIX века.

61ч.

- Из литературы XX века.

24ч.

- Из зарубежной литературы.

5ч.

- Итоговое повторение

2ч.

 

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

11 КЛАСС

    Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной учебной  программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина).

Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

      Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

·         Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

·         Выразительное чтение.

·         Различные виды пересказа.

·         Заучивание наизусть стихотворных текстов.

·         Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

·         Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

·         Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­ли идейно-тематического содержания произведения.

·         Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

·         Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литератур­ных произведений

Цели и задачи изучения литературы:

·        воспитание     духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствова­нию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·        освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·        совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета;

·        приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

·        формирование  основ литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.

Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

В 11 классов  монографически изучается творчество классиков русской литературы 20 века. 11 класс – 2 часть линейного курса на историко-литературной основе.

        Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

          Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования яв­ляются:

·         поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

·         сравнение, сопоставление, классификация;

·         самостоятельное выполнение различных творческих работ;

·         способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

·        осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

·         владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

·         составление плана, тезисов, конспекта;

·         подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

·         использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

·         самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

·         

Содержание учебного курса:

- Введение

1ч.

- Литература  начала 20 века

42ч.

- Литература 20-х годов 20 века

3ч.

- Литература 30-х – 40-х годов 20 века

26ч.

- Литература 50-90-х годов 20 века

21ч.

- Современная русская литература (обзор)

5ч.

- Зарубежная литература

2ч.

- Заключение

1ч.

- Резервный урок

1ч.

 

 

 

    Во всех программах курса указаны предметные, метапредметные и общеучебные результаты, разработаны требования к уровню подготовки  обучающихся по завершению курса определённой ступени.